Использование дидактических игр по математике в работе воспитателя детского сада. Математические игры как средство интеллектуального развития дошкольников Игры математического содержания для дошкольников

Использование дидактических игр по математике в работе воспитателя детского сада. Математические игры как средство интеллектуального развития дошкольников Игры математического содержания для дошкольников

Математические игры для детей 4-7 лет с использованием анализаторов

Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»

Описание работы: Предлагаю вашему вниманию математические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста с применением анализаторов. В работе предлагаются игры, обучающие детей счету с помощью осязательного, слухового, двигательного анализаторов. Представленные игры можно использовать в организованной образовательной деятельности и самостоятельной игровой деятельности детей. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям детей дошкольного возраста.

Цель: привлечение интереса к использованию математических игр и упражнений в развитии познавательных способностей детей.

Психолого - педагогические исследования ученых позволяют разделить формирование элементарных математических представлений на периоды:
1.Дочисловой период
2.Период счетной деятельности
3.Период вычислительной деятельности

Во второй из этих периодов дети (4-7 лет) овладевают счетной деятельностью; учатся различать процесс счета от итога счета; учатся оперировать с количеством; различать и понимать вопросы: «сколько?», который?», «который по порядку?», «какой по счету?».
Одной из психологических особенностей восприятия детьми счетной деятельности во втором периоде является увлечение простым перечислением числительных, что не говорит об умении ребенка считать. В начале средней группы ребенок еще не понимает значение итогового числа. Часто последнее числительное относится ребенком ко всей пересчитываемой группе предметов.
Обучение счету должно помочь детям понять цель счетной деятельности – только сосчитав предметы, можно ответить на вопрос «сколько?» и овладеть средствами счетной деятельности. Обучение детей счету проводится в два этапа:
1.Дети учатся называть итоговое число на основе счета воспитателя
2.Дети овладевают счетными действиями и учатся различать процесс счета от итогового счета.

Для отработки счетных навыков предлагается множество игровых упражнений и игр. Очень важно в процессе обучения детей счету включать кроме зрительного еще слуховой, двигательный, осязательный анализаторы. Это поможет ребенку лучше понять, усвоить значение итогового числа.

Игры, обучающие детей счету по осязанию.
«Сколько игрушек спряталось»
Задача: учить детей считать предметы на ощупь
Содержание: Воспитатель ставит игрушки под салфетку.
- Сколько игрушек спряталось? – спрашивает воспитатель.
Дети считают игрушки через салфетку на ощупь. После того, как ребенок сосчитает игрушки, воспитатель снимает салфетку, вместе проверяют, правильно ли сосчитал ребенок.
Примечание: количество игрушек зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти игрушек; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.



«Домик для пуговиц»
Задача: учить детей считать пуговицы на ощупь
Содержание: Воспитатель закрывает карточки с нашитыми пуговицами салфеткой или помещает планку в чехол-домик.
- Сколько пуговиц спряталось в домике? – спрашивает воспитатель.
Ребенок считает пуговицы на ощупь. После того, как ребенок сосчитает пуговицы, воспитатель снимает салфетку, вместе проверяют, правильно ли сосчитал ребенок.
Примечание: количество пуговиц на планке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти пуговиц; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.



«Домик для дырочек»
Задача: учить детей считать дырочки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает карточки с планками (в планках вырезаны дырочки) в чехол.

Сколько дырочек спряталось в домике? – спрашивает воспитатель.
Ребенок считает дырочки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает дырочки, воспитатель вынимает планку из чехла, вместе пересчитывают дырочки.
Примечание : количество дырок на планке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной– до двадцати.




«Шишки спрятались»
Задача: учить детей считать шишки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек шишки. Ребенок должен сосчитать шишки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает шишки, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество шишек в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Камешки»
Задача: учить детей считать камешки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек камешки. Ребенок должен сосчитать камешки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает камешки, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество камешков в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Пуговицы»
Задача: учить детей считать пуговицы на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек пуговицы. Ребенок должен сосчитать пуговицы на ощупь. После того, как ребенок сосчитает пуговицы, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество пуговиц в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Веселая фасоль»
Задача: учить детей считать фасолинки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек фасоль. Ребенок должен сосчитать фасоль на ощупь. После того, как ребенок сосчитает фасолинки, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество фасолинок в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Сколько семечек спряталось в домике»
Задача: учить детей считать семена тыквы на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек семена тыквы. Ребенок должен сосчитать шишки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает семена тыквы, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество тыквенных семечек в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.



Примечание: Мешочки с природным материалом, планки с пуговицами, дырками удобно хранить в папке с карманами для хранения.





Игры, обучающие детей счету на слух.
«Сосчитай звуки»
Задача:
Содержание: За ширмой находятся музыкальные инструменты: металлофон, ложки. Воспитатель отстукивает звуки на металлофоне в определенном ритме с паузой. Дети считают звуки, называют музыкальный инструмент. Затем воспитатель отстукивает звуки ложками. Дети считают количество звуков, называют инструмент. Воспитатель отхлопывает в ладоши определенное количество звуков в определенном ритме с паузой. Дети считают и называют предмет, издающий звук.
Примечание: металлофон, ложки можно заменить любыми звучащими предметами.


«Послушай и сосчитай»
Задача: учить детей считать звуки на слух.
Содержание: Воспитатель отстукивает звуки в определенном ритме с паузой на металлофоне (ложках, отхлопывает в ладоши). Детям предлагается посчитать услышанные звуки и отсчитать столько же шишек (камешков, пуговиц или других предметов), разложить предметы перед собой.


Игры, обучающие детей счету движений.
Упражняя детей в счете движений, дошкольникам предлагаются игры на воспроизведение указанного количества движений по образцу или по названному числу.

1.Счет по образцу
«Поднималки»
Задача:
Содержание: Сосчитай, сколько кругов на карточке (на столе, в коробке) и подними правую (левую) руку столько же раз.
Примечание: круги можно заменить природным материалом: шишками, камешками, желудями.


«Приседалки»
Задача: учить детей считать движения по образцу.
Содержание: Посчитай, сколько пуговиц (дырок) на планке, присядь столько же раз.
Примечание: планки можно заменить геометрическими фигурами, природным материалом (шишками, камешками, желудями)

2.Счет по названному числу.

«Спортивная математика»
Задача: учить детей считать движения по названному числу.
Содержание: Подними левую (правую) руку 1 (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8….) раз.
Примечание: движения можно предлагать разнообразные: приседания, прыжки, хлопки, шаги и другие.

Методические рекомендации:
- предложенные игры можно применять в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах;
- при подборе той или иной игры нужно учитывать программные задачи: учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения в зависимости от возрастной группы, усложняя задания, увеличивая количество предметов, движений:
в средней группе – счет в пределах пяти;
в старшей группе – счет в пределах 10;
в подготовительной группе – счет в пределах 20.

Спасибо за внимание!!!

Картотека подвижных игр с математическим содержанием.

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Групповой комнаты стрелками разного цвета, а

Ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда

Указывает красная стрелка, потом поверни

Туда, куда указывает синяя, затем пройди три

Шага и там ищи». Задания могут быть любые

Как одному ребенку, так и всей группе детей.

«Найди пару»

Цель: закрепить знание геометрических

Фигур, учить объединять их по

Существенным признакам.

Дети с фигурами ходят по группе

По команде воспитателя ищут

Пару по цвету, по форме

Или по размеру.

«Неделя, стройся»

Цель: закрепить последовательность

Дней недели.

Детям раздают ободки, на

Которых разное количество кругов

(количество кругов соответствует

Порядковому номеру дня недели).

По команде воспитателя дети

Должны занять свое место

И назвать день недели.

«Обруч»

Цель: закреплять умение классифицировать

Предметы по 2-4 свойствам.

Ситуацию в игре с тремя обручами.

Устанавливается правило игры, например

Фигуры, разложить так, чтобы внутри

Красного обруча оказались все красные.

Внутри зеленого все треугольники,

Внутри черного - все большие.

Игру с тремя обручами можно

Повторять много раз, меняя

Правила игры.

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и

Обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на

Них кружочками от 1 до 10.

Выбирается водящий. Дети ходят по

Комнате. По сигналу водящего: «Числа!

Встаньте по порядку!»- они строятся в

Шеренгу и называют свое число».

Водящий проверяет, все ли встали

На свои места. Затем дети меняются

Карточками. Игра продолжается.

«Найди по звуку»

Цель : учить ориентироваться в пространстве.

Ребенок ищет спрятанный воспитателем

Предмет. При приближении к предмету

Музыка усиливается, при отдалении

Звучит тише.

«Встань на свое место»

Цель : упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Материал . Два набора карточек из картона с

Нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

За спиной, перед ними 10 стульев. Воспитатель

Раздает всем карточки. Дети пересчитывают

Пуговицы, запоминают их число. По сигналу:

«Числа встаньте по порядку», каждый из

Играющих становится за стульчиком,

Порядковый номер которого соответствует

Числу пуговиц на его карточке.

«Пошли, пошли»

Цель : развивать умение ориентироваться

В пространстве.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и двигаются

По указанному воспитателем направлению:

Вправо, влево, вверх, вниз, в центр, из центра.

«Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

Предлагает им встать по росту за ребенком самого

Низкого роста. Когда дети построятся, задает

Вопросы: «Кто из детей самого низкого роста?

Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста?

Каких детей он выше? Сравнивает рост детей,

Стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи.

В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша.

Юля выше ростом. Бори. А Боря - выше Маши.

Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого?

Почему вы так думаете?

«Составь число»

Цель: закрепить знание состава чисел из двух меньших.

Материал. Набор карточек с числами.

Числом, например, 8. Дети должны встать в пары так,

Чтобы числа на их карточках вместе

Составляли число 8.

«Классики»

Цель : закрепить знание цифр.

Дети выбирают себе камешек и бросают его

последовательно на клетки классиков,

обозначенные цифрами. Каждый раз нужно

прыгать по клеткам от цифры 1 до 10.

При промахе ход переходит к следующему

игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет

До цифры 10.

«В лесу»

Цель: учить решать примеры на сложение и

Вычитание в пределах 10.

Дети отправляются в «лес» (ходят по группе)

И собирают грибы, ягоды, цветы с

Примером, ответ которого совпадает с числом,

Указанным воспитателем.


Анжелика Антюхова
Математическая игротека. Подборка дидактических игр с математическим содержанием для старших дошкольников.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА

Старшая группа

Д/И «ДА ИЛИ НЕТ» .

Правила игры :

Дети размещаются в кругу, очерченном цветным канатом; ведущий задает вопрос, на который можно ответить только «да» или «нет» . Любые другие ответы означают, что играющий выбывает из игры, выходит из круга. Используются также вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить однозначно «да» или «нет» . В этом случае играющий должен промолчать. Следует условиться, до какого момента продолжается игра, сколько детей должно остаться в кругу : пять, четыре, три ребенка. Их и называют победителями, награждают аплодисментами и очками для «Математической копилки » .

Предлагаем игровые вопросы :

Пять груш больше, чем пять яблок?

Может быть у стола три ножки?

Может быть у чайника два носика?

Бывает рубашка с тремя рукавами?

У морковки один корешок?

У петуха две ноги?

Сколько пальцев на руке?

Может быть у курицы два хвоста?

У кота Матроскина две коровы?

Дождик может быть без грома?

Бывает небо под ногами?

Какая фигура с тремя углами?

Может быть Земля круглая?

Можно левой рукой достать правое ухо?

Когда солнце встает?

Неделя начинается со вторника?

Может быть семь пятниц на неделе?

У чупа - чупс одна ножка?

У гитары семь клавиш?

Один меньше чем много?

На правой руке у тебя пять пальцев? А на левой?

Сейчас осень?

Ежик колючий? А кот?

Буратино был деревянный?

Много воды в пустом стакане?

Собака умеет мяукать? А ты?

Кошка на трех ножках?

У квадрата 4 стороны? А где пятая?

У круга шесть сторон?

К шести прибавить один будет пять?

Новый год бывает летом?

Лето бывает после осени?

Кошка может быть меньше мышки?

Бегемот тоньше чем змея?

Ручей шире речки?

Роза цветет летом?

Сколько лап сосет медведь в берлоге?

В группе одно окно?

У тебя два уха? А сколько из них левых?

Ты сегодня утром ехал на трамвае? И т. п.

Д/И «ПРОВЕРИМ ВНИМАНИЕ»

Правила игры :

Игра организуется небольшими группами, в которые дети объединяются по шутейному принципу или по выбору. Каждая игровая команда размещается вокруг отдельного стола с атрибутами. На столиках разложено несколько предметов. Ведущий предлагает внимательно рассмотреть , что и как размещено на столе, запомнить расположение и количество предметов. Играющие закрывают глаза, а ведущий изменяет количество (добавляет, убирает один-два предмета) или меняет их расположение. Дети открывают глаза, рассматривают предметы и называют, сколько изменений произошло (я заметил три изменения, а я - пять) . Только после того, как выскажутся все играющие, предлагается рассказать о своих наблюдениях. Начинает тот, у кого наименьшее количество замеченных изменений. Игра повторяется вновь.

Д/И «СКОЛЬКО?»

Правила игры :

У детей набор цифр, они раскладывают его около себя на полу. Ведущий дает задание : определить, сколько тех или иных предметов на картинке, и показать это количество с помощью цифры. Дети по сигналу поднимают цифру, указывающую на количество названных предметов на картинке. Ведущий может несколько изменить расположение или количество предметов на картинке, когда приступает к выполнению своей роли. Проверяет, как участники игры выполнили задание, и называет нового ведущего.

Д/И «УГАДАЙ ЗАДУМАННОЕ ЧИСЛО» .

Правила игры :

Ведущий выбирает какое-либо число, пишет его на карточке, сворачивает в трубочку (или выбирает цифру и прячет ее) . Обращается к играющим : «Угадайте число, которое я задумала» . Играющие пытаются угадать задуманное число, задавая вопросы. Например, ваше число больше или меньше пяти. Ведущий отвечает, что его число больше пяти. Следующий вопрос : «Ваше число больше или меньше шести?» Ведущий отвечает, что его число больше шести. Если играющий задаст вопрос типа : «Задуманное число больше или меньше трех?» , то в данном случае такой вопрос бесполезен, ничего нового о задуманном числе он нам не расскажет. Мы уже знаем из предыдущего ответа, что задуманное число больше пяти, следовательно, оно и больше трех. Следующий вопрос : «Ваше число больше или меньше восьми?» Ведущий : «Мое число меньше восьми. Можете назвать, какое число я задумала?»

Дети должны догадаться, рассуждая следующим образом : известно, что задуманное число больше шести, но меньше восьми. Значит, оно равно семи.

В данной игре следует обращать внимание детей на логику построения вопросов. Вначале при освоении содержания игры перед детьми можно разложить числовой ряд. Усложнение игры состоит в отсутствии опоры на числовой ряд.

Д/И «УБИРАЕМ ЦИФРЫ ПО ЗАДАНИЮ»

Правила игры :

Игра проводится за столом, где лежат цифры от одного до девяти. Уточняются правила игры : ведущий загадывает загадки про цифры. Дети, догадавшись, о какой цифре идет речь, молча убирают ее. Если все загадки детьми отгаданы правильно, то в конце у всех останется одна и та же цифра. Примерные «загадки» : уберите цифру, которая стоит между цифрами «три» и «пять» ; уберите цифры, которые обозначают числа больше пяти на один, больше четырех на один, меньше девяти на один, больше восьми на один; уберите цифру, которая встречается в сказке о Белоснежке; уберите цифру, которая показывает, сколько было в сказке жадных медвежат; цифру, которая показывает, сколько носов оторвали на базаре у любопытной Варвары. Какая цифра осталась? (Три.) Дети придумывают про нее загадку.

Д/И «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Правила игры :

В наборе три - четыре шарика пластилина, три - четыре салфеточки, несколько картонок и повязка на глаза. Играющих может быть от двух до четырех. Каждый берет по шарику пластилина и по секрету от детей лепит из него цифры, размещает их на картонке, накрывает салфеткой. Затем водящий надевает на глаза повязку, и начинают действовать «волшебные пальчики» . Водящий на ощупь определяет цифру и называет ее. Дети, следящие за ним, говорят, правильно ли его волшебные пальчики почувствовали цифру. Каждому водящему дается по три попытки. Если он угадал все три цифры, получает 1 очко; если угадал одну-две цифры, получает половину очка. Водящим становится другой. Игра продолжается по желанию детей.

Д/И «ПОЙДИ ТУДА - НЕ ЗНАЮ КУДА»

Правила игры :

Все дети располагаются с одной стороны на ковре так, чтобы им хорошо видно было все пространство комнаты. Ведущий выбирает одного ребенка-робота, которому будет давать команды на перемещения по комнате. Когда робот стоит спиной к детям, ведущий показывает жестами и цифрами остальным, до какой группы предметов он задумал довести робота. Дети, зная, куда робот должен прийти, наблюдают за его перемещениями. Команды на движения могут содержать три поворота и какое-либо количество шагов. Задания даются по частям.

Ведущий : «Робот пройдет вперед три шага, повернет налево, пройдет еще два шага, повернет опять налево, пройдет один шаг, повернет направо и сделает два шага вперед - тогда он подойдет к тем предметам, которые я загадал».

Если робот подойдет к тем предметам, которые были загаданы, то он получает очки, а группа предметов убирается. Если робот не смог достигнуть намеченной цели, то играющие уходят ни с чем. Другой робот и ведущий пытаются подойти к выбранным группам предметов. Игра продолжается до тех пор, пока все группы предметов не будут убраны. (Это правило действует в том случае, если у детей сохраняется интерес к игре. В противном случае игра может быть прекращена раньше, чем уберут все группы предметов.)

Д/И «НАЙДИ СТОЛЬКО ЖЕ»

Правила игры :

Ребенок берет наугад одну из цифр, обходит комнату, пересчитывая предметы. Запоминает, сколько групп, где предметов столько же, сколько показывает его цифра. Подходит к взрослому и рассказывает о своих находках. Если ребенок нашел все группы в соответствии со своей цифрой, он может поменять цифру. Если нашел не все группы предметов, то вновь отправляется на поиски. Дети за время игры могут поменять цифры три-четыре раза.

Д/И «ДАЛЕКО - БЛИЗКО»

Правила игры :

Дети образуют круг. В центре круга ведущий. Взрослый выступает в роли ассистента, он раздает детям фишки за ответ (оригинальный, правильный и быстрый) . Ведущий бросает мяч кому-то из детей, предоставляя тем самым ему слово. Ребенок, поймав мяч, должен быстро сказать, что находится от него далеко, а что близко. Например, Саша от меня далеко, а Света близко. Стол от меня далеко, а дверь близко. Окно от меня далеко, а кукла близко. Желательно объекты, названные другими детьми, не использовать. В конце игры подсчитывается количество очков, заработанное детьми, определяется победитель.

Д/И «ЧТО КАКОЕ?»

Правила игры :

Ребята сравнивают предметы на глаз по величине. Главное в данной игре (в этом варианте) - вычленение и называние признака величины, по которому дети сравнивают. Они объединяются парами, ходят по групповой комнате, рассматривают предметы, игрушки, мебель, обсуждают, выбирают, какие предметы с какими можно сравнить и по какому признаку. Затем подходят к взрослому и говорят : «Мы сравнили эти два стола по высоте, детский столик ниже, чем письменный. Мы сравнили два стула по ширине : кукольный стульчик уже, чем детский. Мы сравнили два цветочных горшка по толщине и т. д.». Взрослый ориентирует детей на то, что они должны сначала назвать признак, по которому сравнивают предметы. Он может задать дополнительные вопросы относительно двух сравниваемых предметов. Например : есть ли в чем-либо сходство между этими предметами? А какие еще различия между ними? Ребята могут при определении сходства и различия назвать материал , цвет, назначение предметов.

Д/И «ИЗМЕНИ КОЛИЧЕСТВО»

Правила игры :

Игра проводится со всеми детьми. Ребята раскладывают цифры по порядку. На подносе 10 игрушек.

Взрослый : «Прежде чем начать эту игру, надо проверить, сможете ли вы играть. В игре мы будем увеличивать и уменьшать числа». Чтобы было легче выполнять задания и проверить их выполнение, игра проводится с игрушками. Взрослый объясняет, что означает увеличить количество на один - значит добавить, прибавить еще одну игрушку и изменить цифру; уменьшить количество на один - значит убрать одну игрушку и изменить цифру.

Правила игры заключаются в том, что все играющие в быстром темпе выполняют задания, которые дает ведущий. Задания повторяют только один раз. Выигрывает тот, кто не пропустил ни одного изменения и к концу игры пришел с правильным результатом - количеством игрушек.

Ведущий : «Начинаем первый гейм : отсчитайте шесть утят и рядом положите цифру; увеличьте это количество утят на один, увеличьте еще раз на один; увеличьте опять количество утят на один; уменьшите количество на один. Какой результат?»

Дети : «Восемь утят и рядом цифра 8» .

Ведущий : «Начинаем второй гейм : отсчитайте пять игрушек и рядом положите цифру; увеличьте количество на одну; увеличьте количество на две; уменьшите количество на одну. Какой результат?»

Дети : «Семь игрушек и рядом цифра 7» . (Выиграли все, у кого такой результат.)

Ведущий : «Третий гейм : отсчитайте любое количество игрушек, но не меньше трех и не больше шести; увеличьте это количество игрушек на одну; еще раз увеличьте это количество на одну; теперь уменьшите это количество на одну. Какой результат?» Дети рассказывают.

Взрослый : «Почему у всех разные ответы, разные результаты, хотя выполняли одинаковые задания?» Ответ можно выслушать сначала на ушко, чтобы дать возможность всем детям подумать и найти ответ на этот вопрос. Если ребята затрудняются, взрослый подводит их к правильному ответу : в начале игры каждый отсчитал «свое» количество игрушек, у всех детей были разные числа, с которых начали игру. Проделав одинаковые измерения, результаты у всех получились разные.

Д/И «ДОГАДАЙСЯ КАК ТЕБЯ ЗОВУТ»

Правила игры :

Для проведения игры выходят 11 детей. Взрослый прикрепляет на спину каждому ребенку одну из цифр. Ребенок не знает, какая цифра находится у него сзади, но он может посмотреть на цифры других детей, определить, какой цифры не хватает. Это поможет ему догадаться о том, что цифра, которой не хватает, как раз и находится у него на спине. Дети передвигаются от одного ребенка к другому, рассматривают цифры друг друга, пытаются определить свое место в ряду. Становятся по порядку. Поворачиваются спиной к детям, чтобы все проверили, правильно ли цифры построились. Затем «цифры» получают от детей задания. Ребенок-цифра выполняет задание и передает свою цифру тому, кто давал это задание.

Примерные задания : цифра 3, расскажи про себя. (Я цифра - обозначаю число 3. Передо мной стоит число 2, а после меня - число 4.) Задания другим цифрам : цифра 5, какое число больше тебя на 1? Цифра 9, какое число предыдущее тебе? Самое маленькое число, какой цифрой ты обозначаешься?

Взрослый обращает внимание на правильное употребление слов «число» и «цифра» , подчеркивает, что число может быть больше или меньше другого числа на одну или несколько единиц, но число не может быть красного или зеленого цвета. Цифра может быть любого цвета, а ее величину, размер можно сравнивать с другими цифрами, нарисованными на карточках, цифра может быть выше, ниже, толще, тоньше других нарисованных цифр, но не больше или меньше на один.

Д/И «ГРИБНИКИ»

(модификация игры «Морской бой» ).

Правила игры :

В нее играют по два человека. В коробочке имеются 6-8 разлинованных листков, по одному синему и красному карандашу и 20 фишек. Игровое поле представляет собой лист бумаги, разлинованный на 25 квадратов (5 х 5) . Играющие берут по одному листку, проставляют на нем по горизонтали красным карандашом цифры 1, 2, 3, 4, 5, по вертикали синим карандашом цифры 1, 2, 3, 4, 5 и по секрету от партнера в любых шести клетках рисуют грибы. Игровое поле во время игры дети друг другу не показывают. Игра начинается с того, что с помощью считалки определяют начинающего. Он дает координаты расположения гриба по вертикали и по горизонтали : 5-й красный и 4-й синий. Если на пересечении этих клеток нарисован гриб, то играющий его срывает. Этот гриб считается сорванным, он зачеркивается, а тот ребенок, который угадал, где расположен гриб, кладет в корзинку одну фишку. Если гриб найден и сорван, то играющий продолжает ход, предлагая новые координаты. Если гриб не найден, ход игры переходит к партнеру.

Игра продолжается до тех пор, пока у одного из играющих не будут найдены все грибы. Он проигрывает. Игра может быть продолжена с этим же или новым партнером.

Правила игры :

Проводится в кругу с мячом. Ведущий называет число и бросает ребенку мяч. Играющий ловит мяч и называет два следующих числа. Возвращает мяч. Ведущий бросает мяч другому ребенку, называя число. Игра повторяется до тех пор, пока мяч не побывает в руках каждого играющего несколько раз.

До начала игры договариваются о прямом или обратном порядке называния чисел.

Д/И «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ, КТО БОЛЬШЕ РАССКАЖЕТ»

Правила игры :

На общем столе находятся геометрические фигуры по числу детей : круги, квадраты, прямоугольники, треугольники. Каждый ребенок выбирает одну из них. Затем дети с одинаковыми фигурами объединяются в команду. Каждая команда обходит групповую комнату, раздевалку, спальню и отыскивает предметы той формы, которая у них в руках. Через некоторое время воспитатель командует общий сбор. Команды делятся своими наблюдениями и рассказывают, какие предметы или их элементы имеют такую же форму. За каждый названный предмет команда получает очко. Подводят итог : какая команда набрала наибольшее количество очков.

Фигуры возвращают на общий стол, перемешивают, игра повторяется вновь еще один раз.

Д/И «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ »

(разновидность игры «Считай, не ошибись» - число задается количеством звуков : хлопков, ударов в бубен или молоточком).

Правила игры :

Дети выполняют задания сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами, считают количество звуков, а затем отсчитывают сколько же (на один больше или на один меньше) игрушек.

На фланелеграфе располагают 10 разных картинок. Вместе с детьми определяют, сколько всего. Пробуют считать слева направо, справа налево. Затем определяют, на котором месте стоит та или иная картинка. Обращают внимание, что при определении порядкового места предмета необходимо договориться, с какой стороны считаем. Показать казусные ситуации, когда про одну и ту же картинку можно сказать по-разному (на втором месте справа или на девятом месте слева) .

Д/И «ВЫШЕ, ШИРЕ И ДЛИННЕЕ»

Правила игры :

Можно выбрать два предмета, находящиеся в комнате, существующие в природе, сказочные существа или двух людей и сравнить их по какому-либо признаку : по длине, высоте, ширине, толщине, температуре, возрасту, вкусу. Например, папа выше сына; ствол дерева толще ветки кустика; палец тоньше руки; у лисы хвост длиннее, чем у зайца, и т. п. За каждый правильный ответ дети получают фишку. В конце игры подсчитывают, кто занял первое, второе и третье места. Им аплодируют.

Д/И «ЦЕПОЧКА»

Правила игры :

Для проведения новой игры «Цепочка» дети встают в круг. Правила игры таковы : дети дают друг другу задания по изменению чисел «по цепочке» , от итогового числа после выполнения задания. Например, у одного ребенка мяч. Он бросает его кому-то из детей и говорит : «Назови число больше трех на один» . Ребенок, поймавший мяч, отвечает : «Четыре» . Бросает мяч другому ребенку и говорит : «Увеличь это число на один» . Ребенок ловит мяч : «Пять» . «Назови число меньше пяти на один» , - и бросает мяч следующему и т. д.

Д/И «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»

Правила игры :

На общем столе лежат числовые карточки изображением вниз с б, 7, 8, 9, 10 кружками (по нескольку вариантов каждого числа) . В разных местах группы расположены обручи с прикрепленными к ним цифрами, обозначающие домик числа 6, 7, 8, 9, 10.

Каждый ребенок берет одну числовую карточку, пересчитывает количество кружков, по сигналу воспитателя находит свой домик.

Взрослый обращается ко всем играющим : «Давайте сходим в гости к числу «семь» . Вот сколько в нем жителей, у всех карточки с числом «семь» . Чем ваши карточки различаются? (Расположением кружков - рассказывают, как именно, цветом кружков.) Чем ваши карточки похожи? (Тем, что на каждой из них по 7 кружков.) Сколько вариантов расположения кружков? Поскольку карточек в каждом варианте?» В одном варианте могут быть несколько абсолютно одинаковых карточек, в другом варианте может быть только одна карточка, в третьем - одна или две.

Так последовательно заходят в гости ко всем числам. Затем дети возвращают свои карточки на общий стол, перемешивают их, берут снова по одной, и игра повторяется.

Игры, направленные на математическое развитие дошкольников старшей группы

Игра «Будь внимателен».

Цель: закреплять умение различать предметы по цвету.

плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье.

Описание : дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы. Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх. Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д.

Игра «Сравни и заполни».

Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах.

Игровой материал и наглядные пособия: набор геометрических фигур.

Описание: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Игра «Заполни пустые клетки».

Цели: закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Описание : играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Игра «Чудесный стаканчик».

Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.

Игровой материал и наглядные пособия : 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.

Описание : на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает. Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».

Игра «Праздник в зоопарке».

Цель : учить сопоставлять число и количество предметов.

Игровой материал и наглядные пособия : мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы).

Описание : поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить». Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).

Игра «Длинномер».

Цель: закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».

Игровой материал и наглядные пособия: полоски бумаги.

Описание : педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

Игра «Пройди в ворота».

Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел.

Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».

Игра «Разговор чисел».

Цель: закреплять прямой и обратный счет.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с числами.

Описание: дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

Игра «Не зевай!».

Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа.

Игровой материал и наглядные пособия : числовые карточки, фанты.

Описание : детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять. Кто не успел быстро выполнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу-шутку, отгадать загадку и др.).

№53 «Что бывает широкое?»

(ДЛИННОЕ, ВЫСОКОЕ, НИЗКОЕ, УЗКОЕ)

Дидактические задачи: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.

Ход игры.

Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так. Я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

Длинный, - говорит воспитатель и дает камешек рядом сидящему.

  • Дорога, - отвечает тот и передает камешек соседу.
  • Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.

Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

№55 «Дни недели»

Дидактические задачи: закрепить знание последовательности дней недели; формировать умение перечислять их в определённом порядке.

Материал: цветные карточки (7 одинаковых по размеру, но разных по цвету карточек).

Ход игры.

Детям предлагается выполнить следующие игровые действия:

  • Расставить карточки по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя дни недели;
  • Расставить карточки в обратном порядке от воскресенья до понедельника, перечисляя дни недели;
  • Назвать и показать рабочие и выходные дни;
  • Назвать и показать дни недели, начиная с любого дня;
  • Назвать и показать 1 –й,4-й, 6-й и т. день недели, начиная с понедельника.

Примерный вариант цветового моделирования дней недели: понедельник – красный; вторник – оранжевый; среда – жёлтый; четверг - зелёный; пятница – голубой; суббота – синий; воскресенье – фиолетовый.

№57 «Поезд времени»

Дидактические задачи : учить детей выстраивать линию развития объекта в пределах его жизни и исторического развития; развивать связную речь, активизировать в речи выражения «потом», «до», «после того как».

Игровое действие: построить «Поезд времени».

Игровое правило: вагончики выстраивать в соответствии с этапами развития объекта, начиная с его рождения.

Материал: ведущий готовит до 12 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды (например: жизнь человека от рождения и до старости).

Ход игры.

Карточки раздаются играющим. Дети выстраивают «Поезд времени».

№59 «Теремок»

Дидактические задачи: закрепление понятий

«внутри – снаружи».

Оборудование: игрушки – мышка, лягушка, петушок,

волк.

Стоит в поле теремок-теремок

(дети ходят хоровод)

Он не низок не высок, не высок.

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Там мышка-норушка живет,

(мышку поместить внутри хор)

Тесто месит, пироги печет.

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Там лягушка-квакушка живет

(лягушку поместить внутрь хор)

Чисто-чисто убирает, пол метет.

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

(петушка поместить внутрь хор)

Днем и ночью сторожит он теремок.

А кого мы не пустим в теремок?

От кого дверь закроем на замок?

Уходи-уходи, сердитый волк!

(оставить волка за пределами хор)

И не щелкай ты зубами щелк-щелк-щелк!

№61 Упражнение с флажками »

Дидактические задачи:

действий и направлений движения.

Ход игры.

Все движения выполняются согласно тексту.

Друг за другом шагай,

Свой флажок поднимай.

Выше, выше, еще выше

Свой флажок поднимай!

Друг за другом шагай,

Свой флажок опускай.

Ниже, ниже, еще ниже

Свой флажок опускай!

А теперь остановись,

В круг лицом повернись,

Правой ручкой помаши,

Левой ручкой помаши,

И с флажками попляши!

№63 «Шофер»

Дидактические задачи: учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять

понятия «левый верхний, левый нижний, правый

верхний, правый нижний угол»,

«в центре» (посередине).

При желании эту игру можно провести не только за

столом,

но и на ковре.

Оборудование: тетрадный лист с нарисованным посередине

прямоугольником-гаражом, игрушечные

автомобили на каждого ребенка.

Ход игры.

Дети ставят машину «в гараж». По команде воспитателя

дети перемещают машину в правый верхний,

левый нижний угол и т.д. Перед началом

задания целесообразно

провести пальчиковое упражнение «Шофер».

Би-би-би, на машине я качу.

Би-би-би, стать шофером я хочу.

Би-би-би, я лечу во весь опор.

Би-би-би, самый лучший я шофер!

№65 Упражнение «Побежали пальчики»

Дидактические задачи : учить ориентироваться на листе

бумаги.

Оборудование: альбомный или тетрадный лист с нарисованными ориентирами.

Здравствуй, ручка правая – постукивать по столу правой ладошкой

Здравствуй, ручка левая – постукивать по столу левой ладошкой

Обе вы хорошие

(поглаживать тыльные стороны ладоней)

Ловкие, умелые

(поглаживать ладони)

Озорные пальчики

(сжимать и разжимать пальцы)

У девочек и мальчиков.

(переплести пальцы в «замок»)

Их никак не удержать

Все они хотят играть

(потряхивать кистями рук)

Пусть побегают немножко

По листочку пальчики,

Только вы не ошибайтесь,

Девочки и мальчики.

Побежали в серединку –

Увидали там малинку!

№66 Упражнение «Матрешки»

Дидактические задачи : вырабатывать умение

ориентироваться в пространстве

относительно себя.

Мы веселые матрешки, мы захлопали в ладошки:

Слева – хлоп, справа – хлоп, прямо – хлоп и сзади – хлоп.

Мы веселые матрешки, заплясали наши ножки:

Левой – топ и правой – топ, правой – топ и левой – топ.

Мы веселые матрешки, пляшут ручки, пляшут ножки:

Левой ножкой – топ-топ-топ, слева ручками – хлоп-хлоп,

Правой ножкой – топ-топ-топ, справа ручками – хлоп-хлоп.

Чередование можно продолжить несколько раз.

№68 Упражнение «Машина»

Дидактические задачи : учить работать в тетради слева

направо.

Оборудование: лист бумаги с обозначенной двумя параллельными линиями

«дорогой», игрушечный автомобиль по размеру

сообразный с «дорогой».

Вот моя машина,

Завожу мотор

(упражнение для рук «завожу мотор»)

Слева направо

(правой рукой в воздухе «прочертить» несколько)

Веди ее, шофер!

(раз линию слева направо)

Слева направо,

(слева направо прокатывать машину)

Слева направо,

(по «дороге», на листе бумаги)

Слева направо

Машина идет.

Слева направо,

Слева направо,

Слева направо

Шофер ее ведет.

№70 Упражнение «Дощечка, мостик и плот»

Дидактические задачи : закреплять умение сравнивать три объекта по ширине,

развивать общую и мелкую моторику.

Оборудование: напольный набор «Строитель».

Ход игры.

Дети по лесу гуляли, гуляли,

Слушали птичек, грибы собирали.

Надо теперь им преграду пройти –

Речка, река и ручей на пути.

Из имеющегося набора «Строитель» дети должны

построить дощечку через ручей,

мост через речку и плот для переправы через реку и

пройти по ним. Самая узкая

дощечка, мост пошире, плот самый широкий.

№72 «Огород»

Дидактические задачи : закреплять умение сравнивать 3 множества объектов,

учить определять самое большое и самое маленькое в количественном отношении

множество, добиваться понимание относительности количественной

характеристики множества.

Оборудование: рассыпанные по ковру 6 репок, 5 огурцов и 4 морковки (количество

овощей выбрано произвольно).

Дети ходят хороводом вокруг рассыпанных овощей:

То, что мы весной сажали,

То, что летом поливали,

То, что осенью собрали

Урожаем мы назвали.

Наберем-ка овощей для салата и для щей!

По заданию воспитателя дети собирают овощи в разные кучки. Вопросы:

Какие овощи собрали;

Сколько групп овощей получилось;

Как узнать, каких овощей больше, меньше;

Каких овощей больше (меньше) всего;

Каких овощей больше, чем…, но меньше, чем…и т.п.

№74 «Кто первый соберет фигуры»

Дидактические задачи : закрепление знания геометрических фигур, выработка

понимания конкретной инструкции,

Развитие концентрации внимания, общей и

мелкой моторики.

Оборудование: рассыпанные на ковре

геометрические фигуры (круги, квадраты,

треугольники, прямоугольники, овалы).

Ход игры.

Каждому из играющих воспитатель дает

Персональное задание по собиранию

конкретных фигур. Побеждает тот ребенок,

который быстро и без ошибок соберет

свои фигуры.

№76 Упражнение «Наряжаем елку»

Дидактические задачи: закреплять умение понимать инструкцию по выполнению

действий, соблюдая логическую последовательность.

Дети украшают нарисованную елку геометрическими фигурами, выкладывают

гирлянду.

Усложненный вариант:

воспитатель демонстрирует на доске или

наборном полотне разные варианты

гирлянд. Дети должны определить, к какому варианту

подходит имеющийся у них

набор фигур, выстроить последовательность и

Продолжить ее.

Елочка, елочка, вот она какая!

Елочка-иголочка, красивая, большая!

Мы нарядим елочку снизу до макушки,

Мы повесим шарики, бусы и хлопушки,

И гирлянды – раз, два, три,

Ну-ка, елочка, гори!

№78 Упражнение «Беги к тому, что назову»

Дидактические задачи: закреплять умение понимать инструкцию по выполнению заданий,

закреплять понятия.

Раз, два, три – к длинной (короткой) лавочке беги!

Раз, два, три - к широкой (узкой) ленточке беги!

Раз, два, три – к большой (маленькой) пирамидке беги! И т.д.

Называть можно любой предмет, любой величины.

№81 «На что похоже?»

Дидактические задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность.

Ход игры.

Игра с мячом. Дети стоят по кругу. Ведущий в центре круга. Ведущий бросает игроку мяч и задает вопрос.

Вы послушайте, ребята,

Во что будем мы играть.

Я сейчас задам вопросы,

А кто-то будет отвечать!

1. Солнце в небе, какую фигуру напоминает? (круг)

2. А окно на что похоже? (квадрат)

3. Когда ты строишь дом, какую фигуру кладешь вместо крыши? (треугольник)

4. Если к двери подойдешь, какую фигуру вспомнишь? (прямоугольник)

5. Когда мячик ты берешь, какую форму вспоминаешь? (шар)

6. Подзорная труба на что похожа? (цилиндр)

7. Без какой фигуры нельзя построить дом из конструктора? (куб)

Любой предмет, окружающий ребенка имеет форму, поэтому вопросов может быть очень много.

Правила: Отвечать нужно, бросая мяч воспитателю.

Варианты: 1. Вопросы можно задавать в обратном порядке: на что похож квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр.

2. Водящим может быть воспитатель или ребенок

№83 Упражнение «Веселый танец»

1. Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом еще вперед и немного потрясем.

Мы танцуем стоя в круге, поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так – хлоп, хлоп.

(Дети выполняют движения соответственно тексту)

Руки вверх все ура-ура! (Сойтись в круг)

Руки вниз все ура-ура! (Разойтись из круга)

Руки вверх все ура-ура!

Мы танцуем дружно весело поем!

В каждом новом куплете меняется часть тела: Рука правая, левая. Нога правая лева Ухо правое, левое. Плечо правое, левое и т.д.

№85 Упражнение « Бабочка»

Дидактические задачи: развитие ориентировки в

пространстве, закрепление

терминов, определяющих пространственное

расположение.

Оборудование: яркая крупная бабочка у педагога.

Видишь, бабочка летает.

(дети рассматривают яркую бабочку, которую

держит педагог)

Мы за ней понаблюдаем

Влево бабочка летит,

(педагог отводит руку с бабочкой в левую от детей)

Влево нам смотреть велит.

(сторону, дети следят за ней только глазами)

Вправо полетела,

(аналогично в правую сторону)

Вправо посмотрели.

Вот она взлетела выше,

(посмотреть вверх)

Опустилась вдруг пониже.

(посмотреть вниз)

Если мы закроем глазки,

(дети закрывают глаза)

Ее увидим, словно в сказке.

Яркая, воздушная,

Ветерку послушная,

С нами долго не сидела,

(дети открывают глаза и наблюдают за полетом

Бабочки)

Упорхнула, улетела.

№87 «Назови свой автобус»

Дидактические задачи: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.

Ход игры.

На некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в колонны за стульями. Педагог-кондуктор раздает им билеты). На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом.

№90 Упражнение «Раскрась цифру»

Дидактические задачи:

Оборудование: трафарет, цветные карандаши, бумага.

Ход.

Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

№91 Упражнение «Рисуем и угадываем»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр.

Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

№94 Упражнение «Выполни движение»

Дидактические задачи: развивать слуховое внимание, закреплять умение различать цифры, упражнять в счете.

Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.

№95 Упражнение «Правильно ли это?»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, упражнять в счете, нахождений соответствующей цифры.

Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

№99 Упражнение «Какая цифра убежала?»

Дидактические задачи:

Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Ребенок указывает, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

№100 Упражнение «Что перепуталось»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, развивать зрительное восприятие.

На столе карточки с цифрами перевернуты “ вверх ногами” или “ вниз головой”, или даны в “зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

№103 Упражнение «Раскрась меня»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, развивать мелкую моторику рук.

На листе бумаги пронумерованы участки, которые необходимо окрасить в определенный цвет.

Например: цифру 1 - красным карандашом, 2 - синим, 3 - желтым и т. д. Если нет ошибки в сочетании «цифра - цвет», то получится предметное изображение, закодированное художником.

№104 Упражнение «Цифроград»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, понимать их соответствие числу предметов, развивать мелкую моторику рук.

Дети с помощью трафаретов цифр рисуют «Цифроград». Каждую цифру, кроме нуля, украшают цветами (цифра «1» - один цветок, цифра «2» - два цветка и т. д.).

просмотров