Дидактические игры на морскую тематику. Игра "увлекательное путешествие в подводный мир морей и океанов"

Дидактические игры на морскую тематику. Игра "увлекательное путешествие в подводный мир морей и океанов"

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

по теме: «Вода. Обитатели водоёмов»:

1. Дидактическая игра:

«Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».

Подготовка к игре: Наблюдение за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий. Рассматривание иллюстраций о живой и неживой природе.

Материал и оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках, игрушечные животные.

Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку, объясняет, относится это к живой или неживой природе. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.

Описание игры: Воспитатель напоминает детям о различиях между живой и неживой природой, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или картинка (рисунок) ставится к изображениям, символизирующим живую и неживую природу.

Дошкольники отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок:

    а) Часто умывается, а с водой не знается. (КОШКА)
    б) С усами родится, и на усатых охотится. (КОШКА)

    а) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (СОБАКА)
    б) Лает, кусает, а в дом не пускает. (СОБАКА)

    а) Зимой белый, летом серый. (ЗАЯЦ)

б) В гору бегом, а с горы кувырком. (ЗАЯЦ)

4) а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (СНЕГ)
б) Скатерть бела весь свет одела. (СНЕГ)

5) а) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)

б) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)

6) а) Еду, еду - следу нету,

Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (ВОДА) б) Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)

7) а) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)

б) Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (РЕКА)

8) а) Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,

С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (АКВАРИУМ)

б) Посмотрите - дом стоит, до краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы все умелые пловцы. (АКВАРИУМ)

9) а) Рыбам зиму жить тепло, крыша - чистое стекло. (ЛЁД)
б) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (ЛЁД)

10) а) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья.

А как ветер нападает, этот бархат опадает. (ИНЕЙ) б) Не колючий, светло-синий по кустам развешан.. .(ИНЕЙ)

Дети сравнивают пары загадок, говорят, чем они отличаются и чем похожи (похожи тем, что в них сказано об одном и том же).

2. Дидактическая игра: «Отгадай и сравни загадки о воде».

    В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено.
    (ПРОРУБЬ)

    Шуба нова, на подоле дыра. (ПРОРУБЬ)

    Растёт вниз головой. Не летом растёт, а зимой. Чуть солнце её припечёт,
    заплачет она и умрёт. (СОСУЛЬКА)

    С неба звёзды падают, лягут на поля.
    Пусть под ними скроется чёрная земля.
    Много-много звёздочек тонких, как стекло.
    Звёздочки холодные, а земле тепло. (СНЕЖИНКИ).

    Когда повяли все цветы, мы прилетели с высоты.
    Мы, как серебряные пчёлки, уселись на колючей ёлке.
    Мы полетели на поля, и стала белою земля. (СНЕЖИНКИ)

    На дворе горой, а в избе водой. (СНЕГ)

    Лежал, лежал, да и в реку убежал. (СНЕГ)

    Вился, вился целый рой, сел на землю, стал горой. (СНЕГ)

    Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь.
    Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (СНЕГ)

    Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло - одеяло потекло. (СНЕГ)

11) Мостится мосток без досок, без топора, без клина. (ЛЁД)

12) По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда: из мешков
течёт

вода. (ТУЧИ)

    Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять. (ГРОМ)

    Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.

И сады, и огороды всей округи полила. (ГРОЗА)

15) На дворе переполох - с неба сыплется горох. (ГРАД)

16) Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём - ищем, ищем - не найдём. (РОСА)

17) Сито большое, сито голубое. Сеет, сеет белый пух на леса, дома, на луг.
(НЕБО И СНЕГ)

18) Кругом вода, а с питьём беда. (МОРЕ)

19) Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная. (ПРУД,
ОЗЕРО)

20) Все обходят это место - здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки,
мхи.

Нет опоры для ноги. (БОЛОТО)

    Ни море, ни земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (БОЛОТО)

    Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик - в роднике, а широкий - в море. (РЕКА)

    Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (ОЗЕРО)

    В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (РУЧЕЙ)

25) Бегу, я, как по лесенке по камешкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (РУЧЕЙ)

    Пушистая вата плывёт куда-то, вот вата ниже - и дождик ближе.
    (ОБЛАКО)

    Без пути и без дороги ходит самый длинноногий

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (ДОЖДЬ)

28) Он идёт, а мы бежим. Он догонит всё равно!

В дом укрыться мы спешим, будет к нам стучать в окно.

И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (ДОЖДЬ)

29) На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.

В руках её не удержать и на коне не обогнать. (ВОДА)

3. Дидактическая игра: «О двух братцах».

Оборудование: Волшебная коробочка с двумя одинаковыми человечками и подписью «Два братства». Картинки: берега реки, очки, глаза, велосипед, гром и молния, дождь и снег, солнце и луна, лёд и прорубь, резиновые сапоги.

Правила игры: В загадках говорится о действиях « двух братцев». Братцев « двое», причём, они могут быть похожи и совершенно различны.

Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные «братцы». После этого рисунки убираются в волшебную коробочку. При правильном ответе из коробочки достаётся соответствующий рисунок.

Дети отгадывают загадки о «двух братцах», доказывают правильность своих ответов. Потом сравнивают загадки о разных «братцах». Загадки:

    Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (ОЧКИ)

    Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (ГЛАЗА)

    Два братца по небу гуляют: одного все видят, но не слышат, другого всякий
    слышит, но не видит. (ГРОМ И МОЛНИЯ)

    Два братца по небу гуляют, один днём, другой ночью. (СОЛНЦЕ И ЛУНА)

    Два братца в одном в одном домике живут, но один белый, а другой
    прозрачный. (СНЕГ И ДОЖДЬ)

    Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (ВЕЛОСИПЕД)

    Два братца зимой родятся; у одного братца в круглом оконце днём стекло
    разбито, ночью другой братец его вставляет. (ЛЁД И ПРОРУБЬ)

    Два братца топают по лужам, если дождик на дворе,

Если солнышко сияет, то под вешалкой стоят. (РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ)

9) Два брата в воду глядят, век не сойдутся. (БЕРЕГА РЕКИ)

10) Два братца родных, два сына воды, друг друга не видят,

Почти никогда не встречаются. Один приходит летом, а другой - зимой. (ДОЖДЬ И СНЕГ)

4. Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»

Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр), (обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.

Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»

Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к. другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.

Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.

5. Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».

Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.

Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.

6. Дидактическая игра: « Зверь рыба, птица, небылица».

Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.

Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.

7. Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

Цель: закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов.

Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) разрезают на 6-80частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) разрезают на 8-10 частей каждую. Играющим предлагают из этих частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.

8. Дидактическая игра: «Помоги Незнайке!»

Цель: закрепить растительный мир водоёмов (рек и озёр), (морей и океанов). Закрепить обитателей водоёмов (рек и озёр, морей и океанов).

1-ый вариант игры: К детям в гости пришёл Незнайка. Он принёс картинки и просит детей помочь ему разобраться, что же на них изображено. На одних картинках изображены растения: водяные лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз. На других - обитатели рек и озёр: щука, карась, окунь, лещ, лягушка, сом и проч. Дети объясняют, что это за растения и обитатели водоёмов, что эти растения и обитатели живут в воде. Незнайка пытается запомнить эти растения, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её, если называет неправильно, то дети его поправляют. Потом наоборот, Незнайка показывает, а дети называют картинку.

2-ой вариант игры: Незнайка приносит картинки с изображением растительного мира морей и океанов и их обитателей. Дети ему объясняют, показывают и рассказывают об обитателях подводного мира.

9. Дидактическая игра: «Что перепутал художник?»

Цель:

Детям предлагаются несколько картинок, где перепутаны части тела рыб и других обитателей водоёмов, также им выдаются разрезные части картинок, они должны исправить ошибки художника. Исправляя ошибки, дети правильно называют части тела рыб и обитателей водоёмов.

10. Дидактическая игра: «Закончи рисунок».

Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.

Незнайка рисовал рыб и других обитателей водоёмов, но каждый раз ему кто-то мешал, и он не закончил ни одн ого рисунка, нужно помочь Незнайке и нарисовать недостающие части тела рыб и других обитателей водоёмов. Каждый играющий получает незаконченный рисунок, называет, кто на нём изображён, чего на нём не достаёт и заканчивает его.

    Дидактическая игра: «Определи по контуру».

Цель: закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру.

Ребёнку предлагается несколько картинок с изображением контура обитателей водоёмов: щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д. Ребёнок должен узнать по контуру, кто здесь изображён и назвать этого обитателя.

    Дидактическая игра: «Определи по тени».

Цель: Учить определять обитателей водоёмов по тени.

Ребёнку предлагается несколько теневых картинок с изображением обитателей водоёмов. Он по тени должен определить и назвать его.

    Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»

Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.

Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:

1.Что такое вода? (Жидкость)

    Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)

3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).

4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)

5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)

    Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)

    Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).

    Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).

    Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).

    Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).

Дидактические игры придумала и подготовила

воспитатель ГБДОУ детский сад № 41

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Чеховская Вера Иосифовна

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи: Актуализация по теме “Животный мир морей и океанов”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых и сложных предложений). Развитие связной речи. Формирование умения делать простейшие выводы и умозаключения. Развитие творческого воображения, фантазии. Воспитание любви к природе.

Предшествующая работа: Рассматривание глобуса, беседы о морских обитателях, занятие оригами “Рыбка”, рассматривание иллюстраций о подводном мире, чтение художественной литературы.

Оборудование: Письмо от Нептуна, на магнитной доске – картина с подводным миром, на ней – магнитный крабик, макет корабля, ракушки, камешки, морские звезды, раковины, кораллы. Глобус, металлическая пластинка и коробочка, маечки с изображением краба, ската, осетра, бычка. Костюм Нептуна, аквариум с водой, конфеты “Морские камешки”, магнитофон, кассета с записью шума волн, ширма, украшенная водорослями.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в группу, которая оформлена для сказки. В группе расставлены и развешаны морские звезды, кораллы, морские раковины, камешки. На магнитной доске – картина с изображением морского дна, на ней прикреплен магнитный крабик. Стоит макет корабля.

Воспитатель: Посмотрите, что вы видите вокруг?

Дети: Морскую звезду. Морские камешки. Морские раковины. Кораллы. Водоросли. Ракушки. Красивый корабль.

Воспитатель: Как вы думаете, почему все это оказалось у нас в группе?

Дети: Наверное, мы отправляемся в путешествие по морям и океанам.

Воспитатель: Да, действительно, мы едем в гости. Царь морей и океанов Нептун прислал нам приглашение, зовет нас в свое подводное царство. Хотите отправиться в путешествие?

Воспитатель: Это очень хорошо! Но сначала скажите мне, что это такое (показывает на глобус)?

Дети: Это глобус. Это наша планета Земля, только маленькая.

Воспитатель: Если быстро раскрутить глобус, то покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. А что изображено на глобусе голубым цветом?

Дети: Голубым цветом изображена вода.

Воспитатель: Да. Вода – это все реки, моря и океаны нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Скажите мне, на чем можно путешествовать по воде?

Дети: На корабле. Теплоходе. Пароходе. Яхте. Лайнере. Лодке. Паруснике.

Воспитатель: Вот наш корабль, на котором мы поплывем в подводное царство Нептуна. Но путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе.

Дети: А наш корабль не потонет?

Воспитатель: Нет. Давайте с вами выясним: почему в воде корабли не тонут? Для этого проведем опыты. Возьмем металлическую пластинку и закрытую металлическую коробочку. Все они сделаны из одного материала. Из какого?

Дети: Из металла.

Воспитатель: А пластинка какая?

Дети: Плоская.

Воспитатель: А коробочка какая?

Дети: Объемная.

Воспитатель: Назовите предметы, которые имеют объемную форму?

Дети: Мяч. Шарик. Банка с крышкой из-под кофе. Закрытый пластмассовый стаканчик. Бутылка из-под йогурта.

Воспитатель: Давайте проведем с вами опыт. Воспитатель опускает в воду металлическую пластинку и закрытую металлическую коробочку.

Воспитатель: Что мы видим?

Дети: Пластинка утонула. Коробочка осталась на воде.

Воспитатель:Как вы думаете, почему? А я вам расскажу. В коробочке, внутри, есть воздух. А если в предметах есть воздух – то они не тонут. Нам теперь не страшно плыть в гости к Нептуну. Мы можем спокойно разместиться на корабле, удобно усядемся и проведем гимнастику для ладошек “Рыбка”.

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком вильнула,
Рыбка быстро уплыла.

А теперь наши дети расскажут вам о некоторых жителях морей и океанов, которых мы сможем увидеть в нашем путешествии.

Выходят 5 детей. На груди у них маечки с изображением кита, дельфина, медузы, морского конька, морской звезды.

1 ребенок: Самое большое животное, хоть и живет в воде. Русские сказки иногда говорят про “чудо-юдо рыбу-кит”. Такое выражение, конечно, встретишь не только в сказках, ведь кит – совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И, хотя, он может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Киты- млекопитающие, они кормят детёнышей молоком.

2 ребенок: Это самое умное морское животное. Питается оно рыбой. Дельфины на редкость дружелюбны. Они не обижают слабых, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Дельфины - умные животные, они выступают в морских цирках, они легко поддаются дрессировке.

3 ребенок: Если вытащить медузу из воды, положить на камень, она исчезнет, высохнет, потому что почти целиком состоит из воды. Питается она мелкими рыбками. Заденет медуза рыбку – из медузы вытекает ядовитая жидкость – и рыбка погибает.

4 ребенок: Живет он недалеко от берега, в морских зарослях. Очень хорошо прячется от врагов – зацепится хвостом за водоросли и меняет цвет. Хищники проплывают мимо. Морской конек – хороший папа – у папы на животе сумочка, как у кенгуру. Чуть опасность – мальки раз – и в них спрятались.

5 ребенок: Похожа на цветок. Шевелит морская звезда своими лучами и медленно ползет по дну за добычей. У нее нет глаз, а рот – снизу. Найдет ракушку, обхватит лучами, прикроет створки – и съест все, что внутри.

Воспитатель: Впрочем, на морском дне, и правда, столько всего интересного, удивительного, что лучше про это посмотреть сказку “Как крабик свой дом искал”. Усаживайтесь поудобнее на палубе нашего корабля, сказка начинается.

Дети и воспитатель встают из-за столов и усаживаются на ковер.

Воспитатель: Жил в море… краб не краб, так себе – крабик маленький. Сам с пятачок, ноги, как спички, клешни, как щипчики.

Из-за ширмы выходит ребенок в маечке с изображением краба, ходит, делает вид, будто что-то ищет.

Воспитатель: Пока крабик был маленьким – жил, где придется, а подрос – стал себе дом искать. Вылез крабик на мелководье, видит – камень, в камне – щель. Залез в щель, ерзает, ерзает, никак не устроится.

Крабик залезает между двумя стульями, покрытыми темной тканью.

Воспитатель: Плывет мимо бычок.

Я – бычок-старичок,
Голова с кулачок.

Славный у тебя дом крабик! Будто для тебя построен.

Крабик: Много ты понимаешь! Плохой дом – жесткий, темный, тесный.

Бычок: А тебе какой нужен?

Крабик: Нужен светлые, просторный и мягкий.

Бычок: Глупый! Дом должен быть безопасным!

Крабик: Хватит меня учить! Плыви отсюда, пока никто не съел.

Бычок убегает за ширму.

Крабик: Поищу-ка я себе дом там, где глубже. Вот здесь, в рассыпчатом песке, и мягко и светло. Тут я буду жить.

Ложится на поролоновый мат.

Осетром меня зовут,
Ждет меня добыча тут.

Славная добыча, молодой и глупый краб. Сейчас я пообедаю им.

Крабик: Надо уносить ноги!

Крабик убегает за ширму, осетр – за ним.

Крабик вновь появляется из-за ширмы и залезает под стол.

Крабик: Какая просторная и светлая пещерка, спрячусь – ка я здесь.

Не зря меня зовут морской лисицей,
Никто не сможет от меня укрыться.

Кажется, в пещере кто-то спрятался, сейчас я его вытащу.

Скат пытается вытащить крабика, крабик убегает, скат – за ним. Крабик вновь появляется из-за ширмы.

Крабик: Не найти мен лучше жилища, чем в камнях на мелководье. Вот где хорошо! И жестко! И темно! И тесно! Как будто для меня, крабика, построен.

Бычок: Ну, что, прав я был?

Крабик: Прав, дедушка. Дом должен быть безопасным.

Бычок: То-то же, слушайся старших!

Идет обсуждение сказки. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

  1. Как называется сказка, которую показали наши ребята?
  2. Какой дом крабик искал сначала?
  3. Какой дом он нашел себе в конце концов?
  4. Почему крабик понял, что дом должен быть безопасным?

Воспитатель подводит итог обсуждения сказки: Да, дом должен быть безопасным, потому что у маленького краба много врагов: осетр, скат и другие морские животные.

Подвижная игра “На дне”

Воспитатель: Вставайте в круг, вспомним игру.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки на морскую тему.

  • По морю плывет трехэтажный… (пароход).
  • Белокрылые хозяйки, над водой летают… (чайки).
  • Большому судну не страшна… (океанская волна).
  • Что за звезды в глубине лежат на дне?

На вопрос ответить просто.
На песке … (морские звезды.

  • Ну что это за рыбы?

По морю ходят толки –
Не рыбы – а булавки,
Не рыбы – а иголки? (Рыба - игла).

  • Через океан плывет великан

И выпускает фонтан (кит).

  • У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбы).
  • Закаляют нас всегда солнце, воздух и … (вода).

Воспитатель: Ну вот, наше морское путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, каких обитателей, живущих в воде, вы знаете?

Дети: Кит, осьминог, дельфин, морской конек, акула, медуза, краб, морская звезда, осетр, бычок, скат, рыба-пила, рыба-игла, рыба-еж, рыба-меч и др.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы многое узнали во время путешествия, я очень довольна вами. Вот только одно огорчает – мы так и не встретились с Нептуном, который хотел показать нам свое подводное царство.

Неожиданно вбегает Нептун.

Нептун: Здравствуйте, дорогие мои гости. Я очень хотел вас увидеть, но у меня в море столько дел, что я опоздал, не успел показать мой подводный мир. Ох, ох, ох, как же я устал!

Воспитатель: Это к нам Царь морей и океанов пожаловал. Дорогой, Нептун, мы очень рады Вас видеть. Не волнуйтесь, пока мы путешествовали – мы сами очень много узнали. Мы собираемся домой, тоже очень устали и хотим отдохнуть. Присоединяйтесь, пожалуйста, к нам.

Дети и Нептун ложатся на ковер.

Звучит шум волн.

Радуга повисла разноцветным коромыслом,
Опустив один конец в зеленый океан.
Чуть пофантазируй и представь,
Что ветер свистнул, -
Словно над моей мечтой он разогнал туман.
Положу в карман себе я солнечный фонарик,
Выкрою из неба голубые паруса,
А из облаков себе я сделаю кораблик
И умчусь куда-нибудь, куда глядят глаза.
Над мостом, сияющим, кораблик раскачаю,
А потом, как с горки, вниз по радуге скачусь,
Заберусь повыше звезд, луну толкну плечами.
А когда захочется, на землю возвращусь.
А когда глаза свои немного приоткрою,
Не поверю никому, что это – только сон.
Улыбнусь мечте своей, ладошкой прикоснусь.
И увижу радугу я из своих окон.

Воспитатель: Вот мы и приплыли к берегу.

Нептун: Как, понравилось вам мое подводное царство?

Дети: Очень!

Нептун: Скажите, а чем вы занимались без меня во время путешествия?

Дети: Мы смотрели сказку. Отгадывали загадки. Наши ребята рассказывали нам об обитателях твоего царства. Делали пальчиковую гимнастику. Играли в подвижную игру. Ставили опыты. Слушали музыку.

Нептун: Молодцы. Вы справились и без меня. Вот только хочу вас спросить: Почему на вашей картине нет ни одной рыбки, а только крабик. Ему, наверное, скучно и грустно?

Дети: А мы на занятии аппликацией сделали много рыбок из бумаги, и можем украсить картину.

Нептун: Ну вот, теперь совсем другое дело. А мне пора в море, не могу я долго на берегу находиться. До свидания, ребята! Жду вас в следующий раз!

Нептун убегает.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Надеюсь, оно вам понравилось?

Воспитатель: Все вы очень хорошо занимались сегодня. Дома расскажите сказку своим близким, а потом постарайтесь ее изобразить в рисунке. А теперь посмотрите, какой сюрприз ждет вас в самой большой морской раковине. Это подарок Нептуна.

Дети подходят к морской раковине, в которую насыпаны конфеты “Морские камешки”.

Моют руки и угощаются.

Используемая литература

1. Нищева Н.В., Развивающие сказки: Учебно-методическое пособие-конспект., 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: “Детство-пресс, 2004. – 48 с. +цв. вкл.

2. Рунова М.А., Бутилова А.В., Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.

3. Рыжова Н.А., Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.

4. Сахарнов С., Морские сказки – Л., Художник РСФСР, 1989.

5. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Мы – программы экологического образования детей. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

Виктория Авдеева
Игры для детей старшего дошкольного возраста на тему «Морское путешествие»

На внимание, память, мышление, воображение, развитие речи и развитие коммуникативных навыков

Игра на развитие внимание «Волна»

Цель: развивать у детей устойчивость внимания.

Описание: Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

Игра на развитие памяти «Отгадай слово по описанию»

Цель: упражнять детей в понимании смысла слов и предложений, развить их слуховую память, закрепить понятие о признаке предмета, научить подбирать подходящий предмет к признакам.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов для каждого ряда признаков.

Описание. Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и называет ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.

Например, красивая, заботливая, любимая, единственная - мама; сильный, строгий, высокий -папа; пушистая, рыжая, хитрая - лиса; деревянный, квадратный, обеденный - стол и т. д.

По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова-признаки.

Ход игры:

На доске карточки с изображением «Неба, волн, корабля, акулы, шторма, моряка»

1. Сияющее, бескрайнее, голубое, высокое, облачное, звездное.

2. Бушующие, океанские, ребристые, могучие, укачивающие, штормовые.

3. Деревянный, быстроходный, пиратский, мощный, парусный.

4. Быстрая, зубастая, хищная, кровожадная, подводная, гигантская.

5. Опасный, свирепый, судный, сильнейший, яростный, Атлантический.

6. Бывалый, опытный, смелый, сильный, ловкий, умный.

Игра на развитие воображения «Оживи рисунок»

Цель: Способствовать развитию воображения у детей.

Оборудование: лист бумаги, разделенный на несколько квадратов, простой карандаш.

Описание. В каждой клетке рисуют овал или другую фигуру: прямоугольник, квадрат, треугольник, который затем нужно превратить в какую-либо картинку.

Игра на развитие мышления «Сходство и различия»

Цель: Развитие способности мышления сравнивать между собой разные объекты.

Описание: Детям предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Например: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, - при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям, соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо-родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.

Ход игры:

1. Корабль – подводная лодка

2. Морская звезда – звезда на небе

3. Моряк – космонавт

4. Акула – кит

Игра на развитие речи «Интервью»

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи, формирование умения вести диалог.

Описание: Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью – беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.

Репортер – тот, кто задает вопросы.

Респондент – тот, кто отвечает на вопросы.

Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.

Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) ребенок берет интервью и сверстника.

Примерные вопросы:

1) Ребята, кто из вас любит путешествовать? И поясните свой ответ.

2) Кто-нибудь из вас бывал с родителями на море? Если да, какие впечатления оно на вас произвело?

3) Знаете ли вы обитателей глубин морей и океанов?

4) С помощью чего можно путешествовать по морю? Пофантазируйте и представьте словестную модель вашего корабля.

5) Есть ли у вас из родственников или знакомых моряки?

6) Как вы считаете, это сложная профессия? Почему?

7) Кто бы из вас хотел стать моряком? Почему?

8) Теперь каждый придумайте свой вопрос и по очереди их озвучивайте.

Игра на развитие коммуникативных навыков «Подарок»

Цель: развить умение благодарить товарища, высказывать поздравление, определять мнение и отношение к себе товарищей по общению.

Детям предлагается разыграть ситуацию празднования дня рождения одного из своих товарищей. Поскольку на день рождения принято дарить подарки, воспитатель говорит ребятам, что каждый из ни может подарить имениннику то, что могло бы его по-настоящему обрадовать и главное, подарок должен относиться к теме морского путешествия.

Затем «именинник» выходит за дверь. Остальные ребята говорят воспитателю о том, какой «подарок» каждый из них «подарит» имениннику на день рождения. Воспитатель составляет список «подарков». Входит «именинник». Остальные ребята по очереди подходят к «имениннику» и начинают поздравлять его и описывать тот подарок, который они «приготовили», стараясь не назвать конкретно, что именно это за «подарок». После поздравлений можно провести чаепитие.

Публикации по теме:

Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы. «Коммуникативные игры для старшего дошкольного возраста». Работая в течение многих лет с детьми дошкольного возраста,.

«Морское путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Совместная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов по теме «Морское путешествие» сюжетно-ролевая игра (для детей старшего.

Цель. * Закреплять двигательные умения и навыки детей. * Создавать у детей положительный эмоциональный настрой от пребывания в воде..

В группе "Фиданчыкъ", с крымскотатарским языком обучения МДОУ "Майский детский сад "Солнышко" состоялся выпускной бал «Морское путешествие.

Игры-ребусы и игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста Презентация "Игры-ребусы и игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста". Слайд 2 Интеллектуальное развитие старших.

Конкурсы для детского праздника в морском стиле

На морском дне рождения для самых маленьких весело пройдет простая игра «Вода-суша»: на полу чертится круг-остров, внутри него - суша, снаружи - вода. Детки встают внутрь круга на сушу, а затем выполняют команды ведущего, произносящего то «Вода!», то «Суша!». Дети при этом то выпрыгивают из круга, то вновь запрыгивают. Ведущий может их постоянно путать, повторяя одну и ту же команду.

Для ребят постарше можно организовать игру-моталочку «Поднятие якоря». Берется длинная веревка, к которой ровно посередине крепится картонный якорь. На концы веревки привязываются карандаши или палочки. Участвуют двое детей: каждый берет один край веревки в руки и по команде ведущего начинает наматывать ее на карандаш. Чей карандаш быстрее коснется якоря, тот и побеждает.

Игра: «Акула. День — Ночь»

Днем Акула спит. Ночью выходит на охоту. Звезда говорит: «День», все плавают. Звезда говорит: «Ночь», все замирают. Кто пошевелиться, того Акула забирает в плен. Пленник пропускает игру. Можно менять Акулу во время игры.

Игра: «Морские слова»

Нужно назвать 10 и больше слов, связанных с морем.

Загадки про море и морских обитателей

1. Для неё волна - качели,

И плывёт она без цели

Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна как вода.

(Медуза)

2. Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся.

(Берега)

3. Кто из морских жителей краснеет, увидев обед? (Кальмар)

4. У кого из морских жителей рот на брюхе? (Акула)

5. Кругом вода, а с питьем беда. (Соленое море)

6. Через океан плывет великан и выпускает воды фонтан. (Кит)

7. Каких камней в море нет? (Сухих)

8. Я выросла в лесу, в безмолвной тишине,

Теперь я вас несу по голубой волне.

9. Живет между камнями голова с четырьмя ногами.
(Черепаха)

10. В воде она живет, нет клюва, а клюет.
(Рыба)

11. В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует - бежим по воде.

12. Если он на дне лежит, судно в даль не побежит.
(Якорь)

13. Великан стоит в порту, освещая темноту,

И сигналит кораблям: заходите в гости к нам!

14. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я - …

(Осьминог)

15. Чтобы сильная волна

Нас с места сдвинуть не смогла,

За борт мы цепь бросаем

И в воду опускаем…

16. Чтоб увидеть мне вдали,

Как проплывают корабли,

В него я быстро погляжу

И всем ребятам расскажу.

(Бинокль)

17. В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь!

18. Что станет с мячиком, если он упадет в Красное море? (Мяч намокнет)

19. Плавает, как рыба,

Сам — большая глыба.

На спине его фонтан,

Ну, а дом — весь океан.

20. Посмотрите, как красиво

Над водой взлетает рыба.

Словно крылья, плавники

И прозрачны, и легки.

(Летучая рыба)

21. Перекати-поле поселилось в море!

Шарик иглокожий, на репей похожий.

Прочные колючки,

Как ножки и как ручки.

(Морской еж)

22. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я — ....

(Осьминог)

23. Люд морской встревожен —

Меч плывет без ножен.

(Рыба-меч)

24. На мели сидит,

Усами шевелит,

А гулять пойдет —

Задом наперед.

25. С моряками был он дружен,

Чем доныне знаменит.

Из морских зверей кому же

В мире памятник открыт?

(Дельфин)

Игра «Ныряем на дно». Можно просто завязать глаза игрокам, а можно взять подводные очки или маску и чем-нибудь замазать стекло, чтобы через него ничего не было видно. Понадобятся также различные предметы, относящиеся к морской тематике: пластиковые рыбки, ракушки, галька, маленький якорь и т.д. и т.п. Все это может лежать в пакете в руках ведущего. Заранее дети не видят предметов. Игроку надевают маску, кладут на пол один из предметов и предлагают его найти и угадать. Игрок, опустившись на коленки, на ощупь ищет предмет на полу, а затем так же на ощупь угадывает, что это. Каждому удачливому «ныряльщику» полагается какой-нибудь приз.

Игра «Макароны по-флотски». Реквизит - большие вилки и длинные веревки. Вызывается несколько участников. Каждому дается по вилке и по веревке. Кто быстрее намотает макаронину (веревку) на вилку - тот и побеждает.

Танцевальная игра «Капитанские команды». Мальчики не особо любят танцевать, но можно завлечь их танцевальной игрой. Дети встают в круг и танцуют. Песни лучше выбрать о море. Капитан (в данном случае капитаном будет ведущий Джек Воробей) отдает приказы - не по порядку, а как придется. Ребята должны тут же их выполнить.

Команды:

Лево руля! - все должны повернуться налево и продолжать танцевать;
Право руля! - все должны повернуться направо и продолжать танцевать;
Нос! - круг танцующих сужается (сходится к центру);
Корма! - круг, наоборот, расширяется;
Поднять паруса! - все поднимают руки вверх, продолжая танцевать;
Драить палубу! - все начинают тереть ногой по полу;
Пушечное ядро! - все приседают;
Адмирал на борту! - все встают по стойке “смирно” и отдают
честь.

Сначала нужно познакомить детей с командами и объяснить, как на них реагировать. Затем стоит немножко потренироваться, а после этого приступить к игре. Кто не сообразил и выполнил команду неправильно - выбывает. Не нужно давать частые команды - пусть мальчишки натанцуются!

Игра «Морской бой»

В комнате на полу выложить границу - веревку. Разделится на две команды, перекидывать шары на сторону противника. Проигрывает команда на чьей стороне оказалось больше шаров. В процессе игры шарики лопаются, а в каждом шарике лежит фант - шуточное задание. Проигравшие должны выполнить фант.

Игра «Золотая рыбка». Детки получают шарики и детальки для рыбок (глазки, реснички, плавнички, губки, хвост-все это готовится заранее из цветной бумаги), остается только приклеить их к шарику.

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи: Актуализация по теме “Животный мир морей и океанов”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых и сложных предложений). Развитие связной речи. Формирование умения делать простейшие выводы и умозаключения. Развитие творческого воображения, фантазии. Воспитание любви к природе.

Предшествующая работа: Рассматривание глобуса, беседы о морских обитателях, занятие оригами “Рыбка”, рассматривание иллюстраций о подводном мире, чтение художественной литературы.

Оборудование: Письмо от Нептуна, на магнитной доске – картина с подводным миром, на ней – магнитный крабик, макет корабля, ракушки, камешки, морские звезды, раковины, кораллы. Глобус, металлическая пластинка и коробочка, маечки с изображением краба, ската, осетра, бычка. Костюм Нептуна, аквариум с водой, конфеты “Морские камешки”, магнитофон, кассета с записью шума волн, ширма, украшенная водорослями.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в группу, которая оформлена для сказки. В группе расставлены и развешаны морские звезды, кораллы, морские раковины, камешки. На магнитной доске – картина с изображением морского дна, на ней прикреплен магнитный крабик. Стоит макет корабля.

Воспитатель: Посмотрите, что вы видите вокруг?

Дети: Морскую звезду. Морские камешки. Морские раковины. Кораллы. Водоросли. Ракушки. Красивый корабль.

Воспитатель: Как вы думаете, почему все это оказалось у нас в группе?

Дети: Наверное, мы отправляемся в путешествие по морям и океанам.

Воспитатель: Да, действительно, мы едем в гости. Царь морей и океанов Нептун прислал нам приглашение, зовет нас в свое подводное царство. Хотите отправиться в путешествие?

Воспитатель: Это очень хорошо! Но сначала скажите мне, что это такое (показывает на глобус)?

Дети: Это глобус. Это наша планета Земля, только маленькая.

Воспитатель: Если быстро раскрутить глобус, то покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. А что изображено на глобусе голубым цветом?

Дети: Голубым цветом изображена вода.

Воспитатель: Да. Вода – это все реки, моря и океаны нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Скажите мне, на чем можно путешествовать по воде?

Дети: На корабле. Теплоходе. Пароходе. Яхте. Лайнере. Лодке. Паруснике.

Воспитатель: Вот наш корабль, на котором мы поплывем в подводное царство Нептуна. Но путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе.

Дети: А наш корабль не потонет?

Воспитатель: Нет. Давайте с вами выясним: почему в воде корабли не тонут? Для этого проведем опыты. Возьмем металлическую пластинку и закрытую металлическую коробочку. Все они сделаны из одного материала. Из какого?

Дети: Из металла.

Воспитатель: А пластинка какая?

Дети: Плоская.

Воспитатель: А коробочка какая?

Дети: Объемная.

Воспитатель: Назовите предметы, которые имеют объемную форму?

Дети: Мяч. Шарик. Банка с крышкой из-под кофе. Закрытый пластмассовый стаканчик. Бутылка из-под йогурта.

Воспитатель: Давайте проведем с вами опыт. Воспитатель опускает в воду металлическую пластинку и закрытую металлическую коробочку.

Воспитатель: Что мы видим?

Дети: Пластинка утонула. Коробочка осталась на воде.

Воспитатель:Как вы думаете, почему? А я вам расскажу. В коробочке, внутри, есть воздух. А если в предметах есть воздух – то они не тонут. Нам теперь не страшно плыть в гости к Нептуну. Мы можем спокойно разместиться на корабле, удобно усядемся и проведем гимнастику для ладошек “Рыбка”.

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком вильнула,
Рыбка быстро уплыла.

А теперь наши дети расскажут вам о некоторых жителях морей и океанов, которых мы сможем увидеть в нашем путешествии.

Выходят 5 детей. На груди у них маечки с изображением кита, дельфина, медузы, морского конька, морской звезды.

1 ребенок: Самое большое животное, хоть и живет в воде. Русские сказки иногда говорят про “чудо-юдо рыбу-кит”. Такое выражение, конечно, встретишь не только в сказках, ведь кит – совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И, хотя, он может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Киты- млекопитающие, они кормят детёнышей молоком.

2 ребенок: Это самое умное морское животное. Питается оно рыбой. Дельфины на редкость дружелюбны. Они не обижают слабых, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Дельфины - умные животные, они выступают в морских цирках, они легко поддаются дрессировке.

3 ребенок: Если вытащить медузу из воды, положить на камень, она исчезнет, высохнет, потому что почти целиком состоит из воды. Питается она мелкими рыбками. Заденет медуза рыбку – из медузы вытекает ядовитая жидкость – и рыбка погибает.

4 ребенок: Живет он недалеко от берега, в морских зарослях. Очень хорошо прячется от врагов – зацепится хвостом за водоросли и меняет цвет. Хищники проплывают мимо. Морской конек – хороший папа – у папы на животе сумочка, как у кенгуру. Чуть опасность – мальки раз – и в них спрятались.

5 ребенок: Похожа на цветок. Шевелит морская звезда своими лучами и медленно ползет по дну за добычей. У нее нет глаз, а рот – снизу. Найдет ракушку, обхватит лучами, прикроет створки – и съест все, что внутри.

Воспитатель: Впрочем, на морском дне, и правда, столько всего интересного, удивительного, что лучше про это посмотреть сказку “Как крабик свой дом искал”. Усаживайтесь поудобнее на палубе нашего корабля, сказка начинается.

Дети и воспитатель встают из-за столов и усаживаются на ковер.

Воспитатель: Жил в море… краб не краб, так себе – крабик маленький. Сам с пятачок, ноги, как спички, клешни, как щипчики.

Из-за ширмы выходит ребенок в маечке с изображением краба, ходит, делает вид, будто что-то ищет.

Воспитатель: Пока крабик был маленьким – жил, где придется, а подрос – стал себе дом искать. Вылез крабик на мелководье, видит – камень, в камне – щель. Залез в щель, ерзает, ерзает, никак не устроится.

Крабик залезает между двумя стульями, покрытыми темной тканью.

Воспитатель: Плывет мимо бычок.

Я – бычок-старичок,
Голова с кулачок.

Славный у тебя дом крабик! Будто для тебя построен.

Крабик: Много ты понимаешь! Плохой дом – жесткий, темный, тесный.

Бычок: А тебе какой нужен?

Крабик: Нужен светлые, просторный и мягкий.

Бычок: Глупый! Дом должен быть безопасным!

Крабик: Хватит меня учить! Плыви отсюда, пока никто не съел.

Бычок убегает за ширму.

Крабик: Поищу-ка я себе дом там, где глубже. Вот здесь, в рассыпчатом песке, и мягко и светло. Тут я буду жить.

Ложится на поролоновый мат.

Осетром меня зовут,
Ждет меня добыча тут.

Славная добыча, молодой и глупый краб. Сейчас я пообедаю им.

Крабик: Надо уносить ноги!

Крабик убегает за ширму, осетр – за ним.

Крабик вновь появляется из-за ширмы и залезает под стол.

Крабик: Какая просторная и светлая пещерка, спрячусь – ка я здесь.

Не зря меня зовут морской лисицей,
Никто не сможет от меня укрыться.

Кажется, в пещере кто-то спрятался, сейчас я его вытащу.

Скат пытается вытащить крабика, крабик убегает, скат – за ним. Крабик вновь появляется из-за ширмы.

Крабик: Не найти мен лучше жилища, чем в камнях на мелководье. Вот где хорошо! И жестко! И темно! И тесно! Как будто для меня, крабика, построен.

Бычок: Ну, что, прав я был?

Крабик: Прав, дедушка. Дом должен быть безопасным.

Бычок: То-то же, слушайся старших!

Идет обсуждение сказки. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

  1. Как называется сказка, которую показали наши ребята?
  2. Какой дом крабик искал сначала?
  3. Какой дом он нашел себе в конце концов?
  4. Почему крабик понял, что дом должен быть безопасным?

Воспитатель подводит итог обсуждения сказки: Да, дом должен быть безопасным, потому что у маленького краба много врагов: осетр, скат и другие морские животные.

Подвижная игра “На дне”

Воспитатель: Вставайте в круг, вспомним игру.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки на морскую тему.

  • По морю плывет трехэтажный… (пароход).
  • Белокрылые хозяйки, над водой летают… (чайки).
  • Большому судну не страшна… (океанская волна).
  • Что за звезды в глубине лежат на дне?

На вопрос ответить просто.
На песке … (морские звезды.

  • Ну что это за рыбы?

По морю ходят толки –
Не рыбы – а булавки,
Не рыбы – а иголки? (Рыба - игла).

  • Через океан плывет великан

И выпускает фонтан (кит).

  • У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбы).
  • Закаляют нас всегда солнце, воздух и … (вода).

Воспитатель: Ну вот, наше морское путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, каких обитателей, живущих в воде, вы знаете?

Дети: Кит, осьминог, дельфин, морской конек, акула, медуза, краб, морская звезда, осетр, бычок, скат, рыба-пила, рыба-игла, рыба-еж, рыба-меч и др.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы многое узнали во время путешествия, я очень довольна вами. Вот только одно огорчает – мы так и не встретились с Нептуном, который хотел показать нам свое подводное царство.

Неожиданно вбегает Нептун.

Нептун: Здравствуйте, дорогие мои гости. Я очень хотел вас увидеть, но у меня в море столько дел, что я опоздал, не успел показать мой подводный мир. Ох, ох, ох, как же я устал!

Воспитатель: Это к нам Царь морей и океанов пожаловал. Дорогой, Нептун, мы очень рады Вас видеть. Не волнуйтесь, пока мы путешествовали – мы сами очень много узнали. Мы собираемся домой, тоже очень устали и хотим отдохнуть. Присоединяйтесь, пожалуйста, к нам.

Дети и Нептун ложатся на ковер.

Звучит шум волн.

Радуга повисла разноцветным коромыслом,
Опустив один конец в зеленый океан.
Чуть пофантазируй и представь,
Что ветер свистнул, -
Словно над моей мечтой он разогнал туман.
Положу в карман себе я солнечный фонарик,
Выкрою из неба голубые паруса,
А из облаков себе я сделаю кораблик
И умчусь куда-нибудь, куда глядят глаза.
Над мостом, сияющим, кораблик раскачаю,
А потом, как с горки, вниз по радуге скачусь,
Заберусь повыше звезд, луну толкну плечами.
А когда захочется, на землю возвращусь.
А когда глаза свои немного приоткрою,
Не поверю никому, что это – только сон.
Улыбнусь мечте своей, ладошкой прикоснусь.
И увижу радугу я из своих окон.

Воспитатель: Вот мы и приплыли к берегу.

Нептун: Как, понравилось вам мое подводное царство?

Дети: Очень!

Нептун: Скажите, а чем вы занимались без меня во время путешествия?

Дети: Мы смотрели сказку. Отгадывали загадки. Наши ребята рассказывали нам об обитателях твоего царства. Делали пальчиковую гимнастику. Играли в подвижную игру. Ставили опыты. Слушали музыку.

Нептун: Молодцы. Вы справились и без меня. Вот только хочу вас спросить: Почему на вашей картине нет ни одной рыбки, а только крабик. Ему, наверное, скучно и грустно?

Дети: А мы на занятии аппликацией сделали много рыбок из бумаги, и можем украсить картину.

Нептун: Ну вот, теперь совсем другое дело. А мне пора в море, не могу я долго на берегу находиться. До свидания, ребята! Жду вас в следующий раз!

Нептун убегает.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Надеюсь, оно вам понравилось?

Воспитатель: Все вы очень хорошо занимались сегодня. Дома расскажите сказку своим близким, а потом постарайтесь ее изобразить в рисунке. А теперь посмотрите, какой сюрприз ждет вас в самой большой морской раковине. Это подарок Нептуна.

Дети подходят к морской раковине, в которую насыпаны конфеты “Морские камешки”.

Моют руки и угощаются.

Используемая литература

1. Нищева Н.В., Развивающие сказки: Учебно-методическое пособие-конспект., 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: “Детство-пресс, 2004. – 48 с. +цв. вкл.

2. Рунова М.А., Бутилова А.В., Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.

3. Рыжова Н.А., Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.

4. Сахарнов С., Морские сказки – Л., Художник РСФСР, 1989.

5. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Мы – программы экологического образования детей. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

просмотров