Роль игры в жизни ребёнка. Игра как форма обучения

Роль игры в жизни ребёнка. Игра как форма обучения

Значение игры в жизни ребенка. Беседа с родителями детей младшего дошкольного возраста

Сегенюк Наталья Николаевна, воспитатель НДОУ Детский сад № 206 ОАО "РЖД", г. Тайшет.
Описание: Конспект беседы будет интересен воспитателям младших групп, родителям малышей.
Цель: Формировать представление родителей о важности игры в жизни ребенка.
Задачи:
- познакомить родителей с классификацией детских игр;
- рассказать о игрушках для мальчиков и девочек;
- познакомить родителей со значением игры для ребенка.
Ход встречи:
Нашу встречу хотелось бы начать словами великого педагога А.С. Макаренко
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка,

Имеет тоже значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре,
таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит
прежде всего в игре».
Попрошу Вас, уважаемые родители, подумать и ответить на вопрос: «В какие игры дома играет ваш ребенок?» (Обратная связь - диалог с родителями)
Игры, в которые играют наши дети можно разделить на три группы. Первая – это подвижные игры. Какие подвижные игры вы помните со своих детских лет? Эти игры прекрасное средство физического воспитания детей. Ко второй группе относятся дидактические и настольные игры, развивающие логическое мышление, память, внимание. Какие игры вы можете отнести к данной группе?
Третья группа – это творческие, ролевые игры. О них мы с вами и поговорим.
Знакомясь с окружающим миром, ребенок свои знания воспроизводит в игре. Он становится мамой. Папой, кукла – дочкой, игрушечная машинка превращается в настоящую. Ребенок с удовольствием повторяет действия взрослого: лечит, моет посуду – проникаясь их чувствами, содержанием труда. Ролевая игра будет по-разному влиять на воспитание ребенка – в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней, какой микроклимат в семье.
Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что мы хотим увидеть впоследствии и в его собственном поведении – внимание к товарищам, доброжелательное отношение к людям, правдивость, честность, любовь к труду – именно с такими качествами мы хотим видеть своего ребенка в будущем.
Так имеем ли мы право вмешиваться в игру, влиять на ее содержание и менять замысел игры, если нам что не нравиться? Да, имеем! И даже обязаны вмешаться, если видим, что у дочери на столе беспорядок, вещи с куклами валяются на полу. Но вмешательство не должно сопровождаться строгим, сердитым упреком, а должно стать незаметным с одной и поучительным с другой стороны. «Давай я помогу тебе помыть посуду и красиво ее расставить на полочке» или «Твои дочки не спят, потому что забыли аккуратно сложить вещи, давай их приберем».
В ролевой игре ребенок учиться подчинять одни желания другим, что является предпосылкой развития воли.
В игре ребенок закрепляет и моральные нормы поведения.
Кроме непосредственного участия в игре родители могут сделать детям указание по ходу игры или подобрать соответствующую игрушку.
Какие же игрушки нужны ребенку? (ответы родителей) Для девочек – это кукла. Кукла заменяет в игре человека. Она может быть ребенком, учеником, подругой. Какой же должна быть кукла? Одежда должна обязательно сниматься, и ее должно быть целый комплект. Любовь к кукле возникает и развивается у ребенка в играх с нею. Чем разнообразнее и содержательнее игры, тем больше ребенок привязывается к кукле. Ребенку достаточно иметь две-три куклы, каждая из которых будет выполнять свою роль.
Для мальчиков хорошо иметь мелкий и крупный строительный материал. Превращаясь в строителя он строит гаражи и дома, а затем водит машину по улицам города.
Не менее важными являются и другие игровые материалы: катушки от ниток, обертки от конфет, различные палочки и бутылочки. Все это служит игрушкой – заменителем. Их ребенок с удовольствием использует в игре (палочка – вилка или ложка, бумажка – салфетка и т.п.)
Большое количество игрушек может привести к тому, что ребенок будет часто менять их, ни с одной из них не играя подолгу. Это может помешать воспитанию у ребенка усидчивости, умению сосредотачиваться на одном деле. Поэтому в использовании у ребенка должно быть ограниченное количество игрушек. Лишние игрушки следует убирать и через определенное время менять – они будут встречены с радостью, как старые друзья. Игрушки с возрастом ребенка вышедшие из его интересов могут быть подарены младшим детям. Это должно быть особенно приятно для него.
Для игровой деятельности у ребенка должен быть свои игровой уголок, в котором обязательно должен стоять стол и стульчик. Хорошо если у девочки еще будет и шкафчик для посудки и мелких игрушек.
Раз в неделю необходимо устраивать в уголке генеральную уборку, привлекая к этому ребенка. Пересматривая игрушки, убирайте «лом». Ребенок в это время может протирать игрушки влажной тряпочкой, постирать кукольные вещи, и помыть кукол. Такая еженедельная уборка приучает малыша к требовательности к самому себе: играть аккуратно, беречь игрушки. В дальнейшем он самостоятельно будет наводить порядок в своем уголке. Хотя некоторые родители порой сами приучают ребенка к неряшливости. Например: ребенок играет, а ему говорят: «Идем гулять» или «Иди обедать» – да при этом еще и торопят. Необходимо в таких случаях за несколько минут предупреждать ребенка, что бы заканчивал игру и успел навести порядок. Иногда дети играю в одну и ту же игру несколько часов, а порой и дней. Очень хорошо, если к игре проявляется такой устойчивый интерес, в таком случае не стоит его нарушать.
И в заключении хочется отметить, что играя с детьми, делая игру содержательной, мы закладываем в нашем ребенке самые лучшие качества будущего отца, матери и человека в целом.

Игра в жизни ребенка - основа для его развития. Весь вопрос в разнообразии игр. Чем их больше, тем разностороннее развивается ребенок. Поэтому у педагогов часто есть своего рода копилочка детских игр. Почему бы родителям не взять с педагогов пример? А начать можно прямо сейчас! С этой статьи! Потому что в ней мы хотим рассказать об играх с пуговицами, которые будут способствовать развитию речи и мелкой моторики рук детей от 4 до 7 лет. ...


Фантазия - это залог нестандартного мышления. Сейчас все так стремятся к креативу, что, наверное, нет особой необходимости объяснять насколько важно для ребенка развитие воображения. К тому же старая мудрость гласит "«Без воображения нет соображения». Мы предлагаем не спорить с утверждениями, наработанными вековым опытом человечества. Давайте просто поверим в эту истину и...поиграем! ...


В жизни любого ребенка наступает момент, когда он примеряет на себя роль шпиона или разведчика. Романтика приключений, важность обладания тайнами, восторг от решенных головоломок... что может быть прекраснее? Самое время подыграть ребенку и направить все его действия в пользу развития. Как? Читайте в статье далее. ...


Все мы не однажды видели плакаты, где написано «Спички детям не игрушка» и часто сами повторяем эту фразу в разговоре. Вы тоже так говорите детям? А ведь у каждой медали есть две стороны. Так и у каждого предмета есть две стороны – хорошая и плохая. Посмотрите вокруг себя. Что видите? Телевизор. Он нужный, когда мы смотрим фильм или концерт, но в то же время он вреден для детей и для нашего зрения, он может взорваться и загореться. Так хороший...


"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". Сухомлинский В.А. Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. И с самых ранних лет жизни...


"Я знаю 5 имен девочек…" Помните такую игру? Раньше практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста играли в эту игру. В каждом дворе в хорошую погоду было слышно, как отбивается мяч и звонкие детские голоса твердят: «Я знаю 5 имен девочек: Маша – раз, Оля – два…» Играя в эту игру, приходилось вспоминать не только имена девочек и мальчиков, но и названия животных и птиц, деревьев и цветов, марки машин, домашнюю мебель… Мы...

Для чего нужны игры детям? Развитие и воспитание детей в игре. Виды игр, классификация игр.

Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами. Игра — особый вид деятельности. В чем сила этой деятельности? Почему она так манит к себе и отдельных детей, и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить обще-ственный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняю-щихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры.

Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложно-сти других участников игры. Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей — необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка в какой-то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением.

Всех читателей блога «ШколаЛа» вновь рада видеть на нашей страничке. Как часто мы, родители, слышали от педагогов такое выражение «Учимся, играя!». И действительно, дочки-матери, принцы и принцессы, салочки и прятки, считалочки и кубики делают своё полезное дело, прививая доброту и сочувствие, развивая навыки и давая новые знания.

Мы выросли, и совершенно забыли, что роль игры в жизни ребенка неоценима. Нам кажется, что это всего лишь времяпровождение и простое баловство. На самом же деле, это один из способов развития. Более того, если вспомнить про игротерапию, то это один из методов вылечить детскую душу и достучаться до маленького сердечка.

Дак что же всё-таки значит игра для детей?

План урока:

Игра – это большое окно!

Именно так считал советский педагог Сухомлинский, на трудах которого выросли многие современные учителя.

Через неё духовный мир ребёнка пополняется живым потоком представлений об окружающем его мире. Это та искорка, от которой в детях зажигается любознательность и любопытство как толчок к новым знаниям.

Значение игры бесценно в формировании личности и характера, морали и воли, хороших манер и привычек. Потому-то очень часто учителями отдаётся предпочтение воспитанию дошкольника и младшего школьника именно в игровой форме, а не просто сухим выкладываем информации для запоминания.

А вот родители часто задумываются и иногда сетуют, что в школе учителя «всё играют, когда делом будут заниматься», ошибочно предполагая, что пора заканчивать с детством и становиться взрослыми. Нам наивно кажется, что игрушки должны остаться за порогом школы, а учителя подходить к процессу обучения более серьёзно. А так ли это?

В чём изюминка игры?

Ну, во-первых, всё дело в том, что наши дети – это обезьянки, которые готовы подражать, но не хотят подчиняться навязанным правилам. Как же научить упрямого ребёнка, считающего себя взрослым и самостоятельным, основным правилам и нормам поведения в обществе? Педагогам на помощь приходит игра.

Только внедрение в детский коллектив подобно секретному агенту изнутри, на равных, положит основу доверию. Потому непосредственное участие в игровом процессе взрослого (не обязательно должен быть учитель, роль могут взять на себя и родители!) закладывает в детские умы тот положительный пример, к которому надо стремиться. И заметьте, принудительная палка здесь не нужна, всё происходит само собой.

Вы ошибаетесь! Если думаете, что играя мы стираем субординацию. Ролевые игры с участием взрослого на равных с детьми не только не подрывает авторитет, а ведёт к росту уважения и закрепляет доверие.

Во-вторых, вот скажите, что было вам ближе по душе: обучиться новым навыкам в ходе практических занятий, когда потрогал, пощупал, на зуб попробовал или часами слушать лекции и потом, сидя за учебниками, решать в одиночку жизненные ситуации, не представляя, как они в действительности работают? Практика – это и есть та самая игра, только для взрослых.

Так и дети не готовы, со скукой в глазах топорщась на доску, запоминать теоретические основы математики или русского языка, а дома зубрить правила. Потому уже ни для кого не секрет, что игровая форма обучения – наиболее эффективная и приводит к результатам намного быстрее.

Что может игра?

Игровой метод воспитания несёт в себе массу полезностей.

Развивает познавательную сферу. Ещё с раннего детства ребёнок знакомится в игровой форме с предметами и их свойствами, складывая в копилку знаний всё больше информации, из которой к поступлению в школу получается целый багаж. Он анализирует, обобщает и запоминает.

Физически и психологически укрепляет. Посредством игры происходит освоение движений, развивается их координация. Каждый ребёнок умеет прыгать, бегать, кувыркаться, учась мастерски владеть своим телом, приобретая ловкость, тренируя мышечный тонус. Всё это очень важно для физиологического развития.

Значение игровой деятельности важно и в психологическом плане. Каждый из нас знает, как это важно снять барьеры, наладить взаимоотношения и контакт, сделать ребёнка общительным, преодолеть замкнутость и придать уверенности в собственных силах.

Тренирует память, даёт толчок мышлению и творчеству. В игре, когда нужно запоминать правила и детали, развивается произвольная , которая нужна нам не только в школе, а на протяжении всей жизни.

Играя с предметами понарошку, дети начинают включать воображение. Так, у них в магазине на дворовой лавочке денежками становятся листики деревьев, суп они варят из вермишель–травы и картошки-камешков, а для теста вкусных пирожных будет выбрано сдобное тесто — речной песок. Разве у вас так в детстве не было?

Всё это помогало нам вчера и помогает нашим детям сегодня находить нестандартные решения для выхода из любой ситуации. Фантазия позволяет не думать о том, что скажут зрители, а передавать мысли и чувства, как видишь это ты, а не кто-то другой, давая волю творчеству.

Какие бывают игры?

Сегодня шагающие в ногу со временем учителя в воспитании младших школьников берут за основу те, которые:

  1. развивают абстрактное ,
  2. формируют и навеки закрепляют образ «Я»,
  3. учат управлять памятью.

Решающие все эти поставленные задачи игры бывают разные.

Подвижные

Они важны для любого возраста. Ведь задача школы – не только дать образование, но и сохранить здоровье. Особенно остро этот опрос стал стоять перед педагогами в условиях развивающейся детской гиподинамии. Двигательный режим современных юнцов, увы, заметно сокращается.

Потому немаловажное значение приобретают те игры, в которых задействован подвижный образ жизни, привычка к нему прививается с детства. Для младших школьников обычно носят сюжетный характер и включают спортивные элементы, навыки ловкости и быстроты.

Настольные

Полная противоположность и одновременно отличное дополнение к предыдущим. Подготовка к школе и начало учебной деятельности – процесс непростой, и родителям порой трудно приходится с обучением основам. Помогает заинтересовать ребёнка всё, что мы раскладываем «на столе» — красочные картинки с цифрами и буквами, примерами и предложениями.

Сегодня куча с любимыми героями мультиков и сказок, которые требуют посчитать, сколько пройти, сколько пропустить и что сделать, чтобы двигаться дальше. А какие чудеса для детского мозга творят шахматы, мы уже прекрасно знаем!

Дидактические

Это те, в которые играют по определённым правилам с дополнительным материалом, например, игрушками. Способность играть по правилу как никогда организует ребёнка, предлагая ему норму умственного и физического действия.

В дидактической игре обучение заложено в самом прикладом материале, к которому ставится задача, тем самым она развивает сенсорные процессы и речь, любознательность и умение работать в команде. Если для малышей это могут быть простые кубики, что нужно сложить, то для школьников – картинки с городами, которые нужно узнать.

Ролевые игры

Это отличный тренер для подготовки к жизни в обществе. Вживаться в роль – значит, поступать как избранный персонаж, проигрывать заданный тип поведения. Удачно подобранная для ребёнка роль помогает справиться с трудностями: те, у кого хромает дисциплина, научится уважать окружающих и вести себя правильно, те, кто неактивен, сможет проявить себя, те, кто скромен, откроет в себе способность общаться.

Потому давайте учиться, играя! Давайте всю нашу жизнь превратим в большую и интересную игру и сделаем её чуточку веселее, а серьёзность оставим в качестве исключения. А в вашей жизни есть игра или вы всё время держите себя в «ежовых рукавицах», не позволяя расслабиться?

В ожидании комментариев, ваша «ШколаЛа».

Подписывайтесь на новости блога и добавляйтесь в нашу группу «ВКонтакте» , чтобы не пропустить ничего важного и интересного!

Пожалуй, нет ничего более естественного и позитивного, чем играющие ребятишки. Игра для ребенка считается не только развлечением, но и настоящей жизненной потребностью.

Лишь в игровом процессе малыши приобретают важные навыки – и бытовые, и социальные. Давайте узнаем, в чем еще заключается роль игры в жизни ребенка.

Развивающий эффект от игр невозможен без участия родителей. Чем младше кроха, тем активнее взрослые должны включаться в игровой процесс.

Именно мама с папой являются главными партнерами маленьких детишек, инициируя игры или поддерживая инициативу карапузов. А вот в старшем дошкольном возрасте родителю отводится позиция стороннего наблюдателя и «консультанта».

Влияние игр на детское развитие: основные аспекты

Всесторонне развивать кроху можно лишь в играх. Детская психика, двигательные навыки – без игрушек малыш не сможет стать полноценной личностью. Давайте подробнее рассмотрим, каково значение игровой деятельности в жизни малышей.

  1. Познавательное развитие. В игре детки начинают познавать окружающую действительность, узнают назначение и свойства предметов. Параллельно с усвоением новых знаний активно развиваются и психические процессы: все виды памяти, мышления, воображение, внимание. Ранее приобретенные навыки (умение анализировать, запоминать и размышлять) пригодятся ребенку при учебе в школе.
  2. Совершенствовани е физически навыков. Играя, кроха осваивает различные движения, учится их координировать и согласовывать. С помощью подвижных игр дети познают свое тело, развивают ловкость, укрепляют мышечный корсет, что чрезвычайно важно для подрастающего малыша.
  3. Развитие воображения. В игровом процессе дети наделяют предметы совершенно новыми, порой необычными свойствами. Причем сами «игроки» понимают, что все происходит не всерьез, однако на самом деле видят в палке лошадку, в листьях березы – денежные купюры, а в глине – тесто для пирога. Принятие нестандартных решений развивает у малышей образное мышление и воображение.
  4. Развитие речи. Сюжетно-ролевые игры – прекрасная возможность для совершенствовани я речевых и коммуникативных умений. Ребенок проговаривает свои действия, разыгрывает диалоги, распределяет роли, договаривается об игровых правилах.
  5. Развитие нравственных и моральных качеств. Ребенок в ходе игры делает определенные выводы о поступках и поведении, учится быть мужественным, честным, доброжелательным. Однако для формирования моральных аспектов требуется взрослый человек, который поможет сделать правильные выводы из сложившейся ситуации.
  6. Эмоциональное развитие. Малыши смогут научиться сочувствовать сверстникам, поддерживать и жалеть их, радоваться и сопереживать. Играя, дети прорабатывают свои эмоциональные неурядицы – страхи, тревожность и агрессивность. Вот почему игротерапия является одним из ведущих методов коррекции детского поведения.

Что важнее – игра или обучение?

Малыш должен играть. Это утверждение, мы уверены, никто не станет оспаривать.

Однако многие мамы и папы почему-то об этом забывают, отдавая предпочтение современным методикам раннего воспитания и развития.

Но специалисты уверены, что все психические процессы развиваются, в первую очередь, именно в игре, а лишь затем через целенаправленное обучение.

Еще 20-30 лет назад, когда школа учила писать и читать, все свое свободное время малыши посвящали играм.

Сейчас же для поступления в престижное образовательное учреждение детям приходится сдавать непростые тесты. Поэтому родители стараются приобретать развивающие игрушки и записывать своих чад на обучающие курсы.

Даже в садиках основной упор делается на подготовку ребятишек к школе, а игры остаются на втором плане.

Психологи обеспокоены не только тем, что обучение заменяет игровую деятельность, но и тем, что детей оставляют наедине с игрушками.

Очень скоро у ребенка пропадает интерес к куклам и машинкам, потому что игра – это важный процесс, а не количество игровых принадлежностей.

В раннем возрасте необходимо учить малыша играть, иначе он просто не поймет, для чего нужен мячик и детская железная дорога.

Виды игр и возраст ребенка

Вид и характер игровой деятельности во многом зависят от возраста малышей. Важно помнить о возрастных особенностях ребенка, только в этом случае игры будут иметь развивающий характер. Итак:

  • для малыша до 1,5 лет необходимы предметные игры. Игрушками в этот возрастной период служат абсолютно любые предметы, которые попадут в руки. Основные игровые операции – бег, ходьба и бросание;
  • для деток от 1,5 до 3-х лет важна сенсорно-моторна я игра. Ребенок трогает предметы, взаимодействует с ними, манипулирует и двигается. К трем годам кроха уже умеет играть в прятки и салочки, учится кататься на велосипеде, обожает игры с мячом;
  • для ребенка от 3-х до 5 лет нужны перевоплощения. Малыш переносит определенные свойства предметов друг на друга. К примеру, стул становится кораблем, а одеяло превращается в палатку. Еще дети в этом возрасте любят «пародировать», то есть подражать и передразнивать окружающих людей.
  • для дошкольников старше 5 лет подходят абсолютно все виды игр – сюжетно-ролевые, подвижные, драматические, по правилам. Однако всех их объединяет одна особенность – они структурированы и упорядочены, включают в себя элементы хорошо развитого воображения, фантазии и творчества. Старшие дошколята уже могут занять себя самостоятельно.

Итак, игры не возникают сами по себе, детей необходимо обучать игровым действиям и правилам. Таким образом, главная задача родителей – вызвать у ребенка неподдельную заинтересованнос ть игрушками и играми.

Несмотря на то, что взрослые являются равноправным игровыми партнерами, они не должны превращать руководство играми в строгие указания и приказы.

Ребенок обязательно должен иметь свободу выбора – во что играть и чем заняться.

Уважайте его право, не навязывайте развивающие и полезные, на ваш взгляд, игры. И тем более не укоряйте малыша за то, что он играет «неправильно, не так, как другие дети».

Не забывайте, что целенаправленное обучение и компьютерные игры никогда не смогут заменить спонтанную детскую игру.

Безусловно, настоящие развлечения с шалашами из подушек и пледов не всегда удобны для родителей, приводят к беспорядку и шуму.

И все же не следует ограничивать маленького непоседу в его фантазиях и воображении, ведь детство – это время для игр и забав.

Самое главное значение игр для детского развития заключается в том, что наигравшись, ребенок успешно переходит на следующую ступень – он готов стать школьником.

просмотров